The New York Times: Нагорным Карабахом нужно восхищаться, а не вести войну
«Веревки для развешивания стирки, которые тянутся с балконов жилых зданий Степанакерта, отличались исключительной точностью. В этом 50-тысячном городе семьи развешивают одежду, сортируя ее по цвету и размеру. Наверное, жизнь в самопровозглашенном, но непризнанном государстве заставила людей стремиться к порядку в других вопросах?» – этим вопросом задается путешественник Сет Кугель в своей статье «Теплый прием в Кавказских горах», опубликованной на сайте газеты «The New York Times».
В статье Кугель рассказывает о своих выходных, которые он провел в Нагорном Карабахе, где 150.000 армян живут на 4400 кв. км. гор, рек и долин на Кавказе. На западе – спокойная граница с Арменией, а на востоке – спорная граница с Азербайджаном, где постоянно осуществляются снайперские атаки, а в прошлом году был сбит вертолет. Непростая история Нагорного Карабаха берет начало из глубины веков. Самый последний случай: жестокая война в начале 1990-х, в ходе которой преимущественно армянонаселенная территория провозгласила свою независимость, а новая конституция, принятая в 2006 году, объявила ее суверенным государством.
Как отмечается в материале, несмотря на непризнанность со стороны стран-членов ООН Нагорно-Карабахская Республика имеет собственный флаг и правительство, и тесно связана с Арменией. Автор отмечает, что регион обладает возможностями для туризма и считается безопасной для путешественников зоной. Кугель также подчеркивает, что поездки в Нагорный Карабах замечательны для туристов с ограниченным бюджетом: сам он потратил там около 47.000 драм (почти $100 США), половину этой суммы он потратил на транспортные расходы.
Путешественник рассказывает, что в такси он подружился с Соней Варужян, выросшей в Лондоне и в Нью-Йорке, и с сирийским армянином Корюном Берберьяном, которые были потомками век назад спасшихся от геноцида в Османской империи армян.
«Мы остановились на поле и восхищались величием горы Арарат с двумя непропорциональными вершинами, виднеющимися сквозь туман, а также одним из самых поразительных монастырей Армении – Нораванком, каменные стены которого сочетались с рыжеватыми скалами вокруг. «Это относительно новая церковь», сказала Соня, что в Армении означает, что она была построена в 13-м веке – именно тогда ее разграбили монголы», – пишет Кугель.
В Степанакерте, в магазине приехавшего в 1999 году из Ирана талантливого изготовителя ювелирных изделий Армонда Тахмазьяна Кугель попробовал домашнюю виноградную водку и подняв рюмку «за парней, сражавшихся в войне», стал осматривать город. В кафе «Evita» он попробовал «душу» карабахской кулинарии – «жингялов хац» – тонкую лепешку с 11 видами зелени.
Следующий пункт поездки после Степанакерта- столицы НКР был город Шуши, частично обнесенный крепостной стеной на холмe. Взятие города в 1992 году – ключевая и до сих пор прославленная победа армян в ходе карабахской войны. У холма стоит памятник первому армянскому танку, въехавшему в город. В городе, наряду с частично восстановленными зданиями, выделяются две мечети: несмотря на то, что армяне являются христианами, неожиданно нетронутым и красивыми остаются мечети, которые четверть века назад посещали азербайджанцы. Путешественник потом выяснил, что армяне защитили и отреставрировали Верхнюю мечеть 19-го века.
Потом, вместе с друзьями Соней, Севаком и Давидом они собрались в поход в ущелье Хунот. «Купив продукты для шашлыка – мясо, большой, овальный хлеб – «матнакаш» и водку (по моему предложению также воду) – мы поняли, что у нас нет шампуров. Давид просто подошел к ближайшему зданию и стал звать людей на балконах. Скоро он вернулся с шампурами, одолженными незнакомцем», – рассказывает Кугель.
Узкая, но оживленная река Каркар, которая мчалась по ущелью, холм, покрытый стройными деревьями, которые «обнажившись» от листьев зимой, напоминали иглы дикобраза, заснеженные вершины гор, которые тянулись до горизонта…. «Тут надо восхищаться, а не вести войну», — подумал путешественник, оглядываясь вокруг.
Пройдя мост, группа вышла к поразительному водопаду Зонтик, который, по мнению Кугеля, стоял там, словно букет из громадных грибов, склонившись над пещерой. «Камни были покрыты зеленым мохом, по которым текли мелкие струи воды, образовав, словно украшенный бисером занавес – вход в пещеру», – описывает Кугель.
В следующее утро он покинул Нагорный Карабах, расстроенный от своей невероятно короткой поездки в такое красивое и сложное место, и с усвоенным уроком – полтора дня слишком короткий срок, чтобы увидеть целую страну.
Источник: Panorama