Южный Кавказ в режиме ожидания «возгорания»
Пока аналитики во всем мире ломают голову над тем, что же все-таки происходит в Ираке, где малочисленная группа «салафитского интернационала» в течение считанных дней привела Ирак к полному краху государственности, относительно недалеко от него – на границе Нахичеванской Автономной Республики с Арменией произошло довольно неординарное событие, оставшееся незамеченным со стороны российских информационных ресурсов. А в самом Баку власти, видимо, очень постарались, чтобы общество и мир остались в неведении о деталях «нахичеванского фиаско» вооруженных сил Азербайджана.
Отметим, что 11 июня сего года некоторые азербайджанские информационные ресурсы сообщали, что «на протяжении всего дня вооруженные силы Армении подвергли массированному обстрелу Садаракский и Джульфинский районы Нахичеванской Автономной Республики». По словам местного журналиста Хакимельдосту Мехдиева, которого цитировал haqqin.az, армяне захватили высоту Лекетаг, расположенную в Джульфе. «Раньше эта высота была расположена в нейтральной зоне и там пасли свои стада овец как азербайджанские, так и армянские пастухи. Но теперь армяне перешли в наступление и установили на этой высоте свои посты», — сказал журналист. Далее haqqin.az со ссылкой на местных жителей сообщал, что местные власти эвакуировали жителей всех приграничных сел, чьи дома находятся в зоне обстрела армянских вооруженных сил.
Отметим, что, хотя перестрелки на границе с Карабахом между противостоящими армиями стали обычным явлением, азербайджанские СМИ, как правило, широко и во всех подробностях освещают каждый факт нарушения там режима прекращения огня. Отметим также, что, в отличие от Карабаха, нарушения режима прекращения огня не характерны для «нахичеванского фронта». На этом фоне достаточно загадочно выглядит поведение азербайджанских СМИ, не желающих вдаваться в подробности данного «инцидента». А официальные власти в лице Министерства обороны вообще опровергли информацию об инциденте. «В Нахичевани все спокойно, и армия полностью контролирует ситуацию», — сообщается в заявлении МО Азербайджана. Это говорит о том, что руководство Азербайджана всеми силами старалось, чтобы ни население республики, ни международное сообщество не были информированы об этом событии.
Что касается оппозиции, то газета «Ени Мусават», хотя и посвятила этой теме несколько своих материалов, она так и не объяснила, что же произошло в Нахичевани, и кому было выгодно скрыть от населения правду о происходящем? Наоборот, внимательное ознакомление с публикациями данной газеты позволяет сделать вывод о том, что не только официальные власти страны, но и оппозиция заинтересованы «увести» в сторону внимание своего населения, так же, как и мирового сообщества в целом. Например, депутат парламента Расим Мусабеков в интервью этой газете заявил, что появление таких сообщений свидетельствует о «беспокойстве, тревоге Армении» от «растущей военной мощи азербайджанской армии». Видимо, стараясь успокоить население Азербайджана, депутат заявил, что «наши вооруженные силы в Нахичевани смогут разгромить Армению». А появление информации в некоторых российских СМИ он оценил как «стремление усилить напряжение на линии соприкосновения вооруженных сил Азербайджана и Армении», т.е. как очередную «информационную провокацию» со стороны России.
Главный идеолог партии «Мусават» политолог Хикмет Гаджизаде вообще отрицал возможность атаки армян в нахичеванском направлении. «Я не верю, чтобы армяне вошли в Нахичевань, изгнали оттуда азербайджанцев, и присоединили к себе Нахичевань, — заявил он в интервью газете «Ени Мусават». – Это было бы очень большим кризисом для всего мира». А военный эксперт Узеир Джафаров в интервью этой газете отметил, что сегодня в Нахичевани находятся суперсовременные танки Т-90, военные вертолеты МИ-35, ракетные системы «Смерч», с помощью которых «можно поставить Армению перед большими проблемами».
Политолог Вафа Гулузаде пошел еще дальше, и в интервью Hafta.az заявил, что «активизация армян в Нахичевани является давлением России на официальный Баку накануне визита С. Лаврова в Азербайджан», потому что «все эти события разворачиваются на фоне происходящего вокруг проекта Таможенного Союза».
Оставив в стороне мнения азербайджанских политиков и экспертов, обратим внимание на поведение армянской стороны. В ответ на заявление официального Баку, Министерство обороны Армении также опровергло информацию о том, что на село Лекедаг Джульфинского района Нахичеванской АР напали вооруженные силы Армении и сейчас там идет бой. «Это дезинформация», — заявил армянским СМИ пресс-секретарь Минобороны Армении Арцрун Ованнисян. Это свидетельствовало о том, что армянскую сторону полностью устраивало отрицание азербайджанской стороной факта потери территории на границе с Нахичеванью.
Так что же на самом деле произошло в Нахичевани? Один из непосредственных участников данных событий, политолог Левон Мелик-Шахназарян оценил события как «военную победу без единого выстрела». В довольно обтекаемых выражениях, не вдаваясь в конкретные подробности, он описал весь ход операции «по возвращению армянских земель». Он пишет: «Граница между советской еще Арменией и отнятым у армянского народа большевиками Нахиджеваном проходила по гребню гор, и, естественно, носила извилистый характер. При этом со стороны Армянской ССР эти горы были покрыты густыми альпийскими лугами, словно магнит притягивающими потомственных скотоводов-кочевников – закавказских турок. В нескольких местах граница принимала форму полукруга, с опускающимися в Армению дугами. В том месте, о котором идет речь, еще в девяностых годах прошлого века закавказские турки установили на вершинах упомянутых дуг военные посты, лишив армянскую сторону доступа к границе, линия которой проходила по доминирующим над местностью высотам», и «население армянского района было лишено возможности пользоваться своей землей». Тем не менее, Л. Мелик-Шахназарян признает, что «силовое возвращение контроля над этой землей (задача, которую армянские воины уверенно могли решить) могло обернуться глобальными последствиями», что превратило в необходимость разработку «операции по возвращению земли без применения грубой силы». Итогом операции стало то, что «большое количество армянских бойцов… прошли много километров сквозь простреливаемую с двух сторон территорию, … и закрепились там. И все это за одну ночь»! А оказавшиеся в опасной для жизни ситуации азербайджанские военнослужащие, «поспешили бросить свои позиции и бежать сломя голову» в сторону Нахичевани. «Дуги» рассосались без единого выстрела, аскерни там не осталось, и земля была освобождена. Азербайджанские пастухи и пасечники, …поспешили убраться восвояси». Были освобождены «сотни квадратных километров земли, … армянская армия «взяла на мушку» еще более обширные территории Нахиджевана», а «нам посчастливилось увидеть в бинокль держащегося за голову азербайджанского генерала, время от времени, явно боязливо, смотрящего вверх, на новые позиции армянских пограничников» (voskanapat.info).
Если все это является правдой, в чем я лично не сомневаюсь, то почему тогда Ильхам Алиев решил скрыть это от населения своей страны и мирового сообщества?
1. Ни для кого не секрет, что в нынешних условиях власть Ильхама Алиева находится под жестким прессингом как внутри Азербайджана, так и за его пределами. А ведущие мировые игроки ребром ставят вопрос о геополитическом выборе Баку. В таких условиях широкое освещение «Нахичеванского фиаско» намного ослабило бы его позиции на переговорах с Россией и странами Западного блока, в том числе по Карабаху. Дело в том, что основным аргументом Алиева на этих переговорах являются мифы о военном бюджете Азербайджана, который «превосходит общий бюджет Армении», о якобы «сильной азербайджанской армии», способной военным путем решить судьбу «оккупированных территорий», и «обеспечить территориальную целостность государства». В этом смысле руководство Азербайджана особое внимание уделяло укреплению боеспособности вооруженных сил, расквартированных в Нахичевани. Известно, что на основе указа Ильхама Алиева от 18 декабря 2013 года, «в целях укрепления обороноспособности Нахичевани, повышения боеспособности частей и подразделений вооруженных сил, а также совершенствования управления из единого центра, выдачи воинским частям боевых флагов, усиления их материально-технической базы, обеспечения современным вооружением, боеприпасами, военной техникой, авиацией, артиллерийскими установками», в Нахичевани была создана Отдельная общевойсковая армия. Она, по словам начальника пресс-службы Минобороны Азербайджана подполковника Вагифа Дяргяхлы, доказывает «насколько большое значение со стратегической точки зрения придает этому региону наша страна». По его словам, все эти меры дают основание с уверенностью утверждать, что боевой дух и воля личного состава расположенных в Нахичеванской АР частей и соединений Вооруженных сил Азербайджана, их материально-техническое обеспечение и боеспособность позволяют пресечь любые действия врага и адекватно на них ответить». А бывший министр обороны АР, генерал-майор Дадаш Рзаев в интервью газете «Ени Мусават» утверждал, что в Отдельную общевойсковую (Нахичеванскую) армию направляются лучшие в Азербайджане специалисты и новейшая техника. К тому же военные контингенты в Нахичевани уже давно проходят обучение под управлением турецких военных экспертов по всем критериям НАТО.
Однако еще тогда некоторые бакинские журналисты поставили под сомнение версию создания Отдельной армии в Нахичевани с целью «укрепления обороноспособности» этого края. Она «не выдерживает критики: изменение названия войскового подразделения в области, где фактически живет чуть больше ста тысяч человек, не приведет к созданию заслона против армянской армии, — писал тогда журналист Эйнулла Фатуллаев. — Нахичевань больше, чем вся азербайджанская и нахичеванская армии, защищается Карсским договором» (haqqin.az).
Но, тем не менее, сбылись прогнозы как раз тех экспертов, которые оценили создание Отдельной Нахичеванской армии как показатель «сгущения черных туч» над этим краем. Э. Фатуллаев тогда критиковал этих экспертов за их «поспешную оценку», согласно которой «опасность занятия Нахичевана армянскими войсками в ближайшем будущем подтолкнула власти Азербайджана к укреплению обороноспособности республики». Фатуллаев тогда утверждал, что «до урегулирования карабахской проблемы Армения не ввяжется в новый территориальный конфликт», и что «дипломатия Армении направлена на предотвращение нового военно-политического конфликта с Азербайджаном».
Как показал «Нахичеванский конфуз», увы, ни Отдельная армия, ни пресловутый Карсский договор, наконец, даже Турция в качестве «гаранта» не смогли защитить этот «укрепрайон» даже от небольшой операции армянской армии «без единого выстрела». Мало того, этот инцидент со всей очевидностью доказал, что, во-первых, многочисленные заявления азербайджанской стороны о «сильной армии», способной «дойти до самого Еревана», являются всего лишь одним из мифов алиевской пропаганды, причем для внутреннего употребления. При этом следует учесть, что Нахичевань в буквальном смысле слова является «закрытым» регионом, куда, в стремлении скрыть сведения о происходящих там событий, уже много лет не впускают журналистов столичных изданий. Данное обстоятельство, без сомнений, позволило Алиеву вовремя замять этот вопрос.
Думаю, было бы наивно просто списать этот инцидент на очередную «шалость» армян, решивших слегка потрепать нервы азербайджанского руководства в их главном бастионе – колыбели династии Алиевых. Внимательное изучение данного вопроса позволяет выявить некую связь между «нахичеванским фиаско» и последовавшей почти сразу после него известной «иракской трагедии». Разумеется, пока у нас нет достаточных оснований напрямую связать данный инцидент с иракскими событиями, оценить его в качестве своеобразного «сигнала» для их начала. Тем не менее, можно с определенной долей уверенности предположить, что данное фиаско позволяет выявить некоторые контуры основных тенденций и направлений предстоящих геополитических изменений именно в Закавказье.
Так, по мнению некоторых авторитетных экспертов, иракские события являются показателем процесса кардинального изменения геополитического облика всего региона Большого Ближнего Востока, вступившего, если не в завершающий, то точно в решающий этап своего развития. На наш взгляд, «Нахичеванское фиаско» Ильхама Алиева следует рассматривать именно в этой парадигме. А это полностью подтверждает предположение Рустама Искандари о том, что, «подготавливая себе «уютную лагуну» в условиях приближающегося геополитического шторма и желая вписаться в новую мозаику региона, Ильхам Алиев, судя по всему, рискует не только оказаться в самой гуще новых потрясений, но и стать одной из «спичек» будущего регионального пожара. А значит, «спичке» придется «догореть» до самого конца».
«Нахичеванское фиаско» Ильхама Алиева доказало, что регион Закавказья уже находится в режиме ожидания «возгорания этой спички».
Фахраддин АБОСЗОДА
Источник: ИА REX