РБК: Нагорный Карабах можно назвать «Закавказским тигром»
Глядя на темпы роста экономики Нагорного Карабаха, его можно назвать «Закавказским тигром». Об этом накануне в эфире программы «РБК. Взгляд» на российском канале «РБК» заявила ведущая Жанна Немцова.
В частности, Ж. Немцова напомнила, что Нагорный Карабах провозгласил независимость в начале 1990-ых годов. В экономике имелись существенные проблемы, но сейчас Нагорный Карабах демонстрирует неплохие темпы экономического роста. «Можно даже Нагорный Карабах назвать „Закавказским тигром”», — сказала Немцова. Смотрите видео
Присутствующий в студии советник МИД Нагорно-Карабахской Республики Арсен Мелик-Шахназаров отметил, что после войны сложилась ситуация, когда большая часть советского потенциала была разрушена и он уже был неактуален с точки зрения экономических отношений и ситуации в регионе. «И пришлось восстанавливать многие отрасли заново. Некоторые отрасли появились просто заново. В частности, горнодобывающая промышленность, которая в советское время вообще не развивалась в Нагорно-Карабахской автономной области. Но она имеет большие перспективы, и вот эти перспективы сейчас мы видим, эта отрасль успешно развивается», — сказал он.
Арсен Мелик-Шахназаров отметил, что если в 1999 году ВВП Нагорно-Карабахской Республики составлял $60 млн., то уже в 2005 году он удвоился, а по данным на 2013 год, составил $425 млн.
«То есть, рост, как видите, налицо. И естественно, рост как счет восстановления старых отраслей. Прежде всего аграрного сектора, который традиционно играл ведущую роль в советское время. Но он был в то время совсем другим, он был в определенной степени ориентирован на Азербайджанскую ССР, он был, по сути дела, придатком. Плюс к этому в ходе войны, боевые действия велись как раз в самых пригодных для земледелия и виноградарства зонах. В частности, виноградарство и виноделие в советское время приносило 50% всех доходов края. И вот военные действия пришлись как раз на эти территории – вы представляете, что это такое. Поэтому структура аграрного сектора, конечно, тоже поменялась: в основном это растениеводство, пшеница и зерновые культуры. Хотя восстанавливается и виноградарство, но это долгий процесс. Вы знаете, сколько лет нужно», — сказал А. Мелик-Шахназаров.
В эфире канала был продемонстрирован видеосюжет об истории появления на политической карте мира двух государств – Нагорного Карабаха и Приднестровья. В репортаже «РБК» было сказано, что если на территории бывшего СССР военные действия в основном начались после развала Союза в начале 1990-ых, то в Нагорном Карабахе, вооруженные столкновения начались еще в 1988 году. Военные действия шли с переменным успехом до 1994 года, когда было подписано перемирие, де-факто оставившее большую часть территории бывшей Нагорно-Карабахской автономной области, а также и часть соседних с областью районов под контролем армянских сил. «С тех пор продолжаются переговоры между Арменией и Азербайджаном об урегулировании спорных вопросов. Пока без видимых результатов», — сказано в репортаже.
В материале «РБК» также отмечается, что в 2006г. в Нагорном Карабахе прошел референдум и принята новая Конституция. «Однако НКР не получила признания со стороны государств- членов ООН и не является ее членом. На сегодня ее признают лишь частично признанные Абхазия и Южная Осетия, а также непризнанная Приднестровская Молдавская Республика. Парламент австралийского штата Новый Южный Уэльс также признал право народа Нагорного Карабаха на самоопределение и призвал правительство Австралии признать НКР», — отмечает «РБК».
В репортаже сказано, что согласно переписи 2005г., население НКР составляло 137,38 тыс. человек, из них более 99% составляли армяне. Экономика, в советский период основанная на сельском хозяйстве, сильно пострадала во время войны и до конца не восстановилась до сих пор. По оценке статистических органов НКР, ВВП в 2011г. составил $364 млн. или чуть меньше 2600 долл. на человека. Больше половины ВВП создавалось в сфере услуг, по 15-16% в сельском хозяйстве и промышленности, 9% в строительстве. Большинство инвестиций делается представителями армянской диаспоры, в такие отрасли как телекоммуникации, золотодобыча, обработка алмазов и сельскохозяйственное производство.
«РБК» также отмечает, что в 2012 году ВВП на душу населения в Приднестровье составлял 2000 долларов.
Отвечая на вопрос Жанны Немцовой, какие ограничения налагает непризнанность государства на развитие экономики страны, директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов отметил: «Безусловно, это налагает серьезные ограничения на экономическое развитие, с рядом стран просто запрещена экономическая деятельность».
Говоря об отличиях между Нагорным Карабахом и Приднестровьем, советник МИД НКР Арсен Мелик-Шахназаров отметил, что у Карабаха положение несколько лучше, и положительный фактор состоит в том, что НКР непосредственно примыкает к Армении, с которой имеет большую границу. «Поэтому все вопросы внешнеэкономической деятельности, торговли, банковской системы и прочее решаются намного проще, как вы понимаете. Тем более, что Нагорно-Карабахская Республика и Республика Армения находятся не только в одной военно-политической зоне, но и в одной экономической. Я уже не говорю о социальных вопросах. Это один народ. Этим все сказано, поэтому многие вопросы решаются в этом плане проще. Хотя, есть проблемы», — сказал он.
А. Мелик-Шахназаров привел в пример проблему армянских беженцев в Карабахе. «Вот вам пример. После начала азербайджано-карабахского конфликта и последовавшей азербайджано-карабахской войны в Карабах прибыло много беженцев – армян из Азербайджана, Баку, Сумгаита, сельских районов. Часть из них уехала, часть осталась, воевала, строит государство так далее. Так вот, эти беженцы, они лишены международной помощи. В отличие от беженцев- азербайджанцев из Армении, или армянских беженцев из Азербайджана, которые находятся в Республике Армения. Вот вам пример», — сказал советник МИД НКР.
При этом, Арсен Мелик-Шахназаров отметил, что США являются единственной страной мира, которая на протяжении почти 15 лет оказывает финансовую помощь Нагорно-Карабахской Республике. «В разное время она колебалась в размерах от 3,5 до 7 млн. долларов. Но эта помощь целенаправленная – она идет исключительно на определенные строительные проекты, под четким и жестким контролем организации USAID и еще одной армянской организации „Фонд армянской помощи”. Эта помощь идет на строительство водоводов, детских садов и медицинских пунктов в населенных пунктах, пострадавших в ходе войны», — сказал он.
Российский экономист Ян Мелкумов, отвечая на вопрос Жанны Немцовой, не связано ли оказание помощи со стороны США непризнанному государству НКР с сильным армянским лобби, которое существует в США, отметил, что этот фактор тоже присутствует. «И армянское лобби в США – и не только в США — и во Франции армянское лобби очень сильное. Собственно говоря, с 1915 года значительная часть армян живет на юге Франции. Но, кроме того, я думаю, кроме армянского лобби в США, еще USAID видит свою миссию, в данном случае, в том, чтобы помогать решать базовые человеческие проблемы. Вот совершенно в точности как Арсен только что сказал – детские сады, водоводы, то есть это не шахты, не заводы и не что-то еще. Это решение базовых человеческих проблем. В этом смысле, я так понимаю, помимо государственной помощи есть частная: благотворительность, которая идет через частные армянские фонды и из Австралии, и из Европы, и из Северной Америки, и это не менее важные финансовые потоки. Другое дело, что они, может быть, не так отражаются таким образом в официальной статистике», — сказал он.
Ян Мелкумов также отметил, что глядя на экономику Карабаха и экономику Приднестровья, можно сделать вывод, что это две очень разные экономики, очень разные страны: «Карабах был изначально в основном сельскохозяйственной территорией. Экономика была в значительной степени уничтожена, как совершенно точно сказал Арсен. Но дальше она активно возрождалась, в основном за счет труда местных жителей и некоторых инвестиций частного капитала, который шел со стороны либо Армении, либо армянской диаспоры. Приднестровье был в первую очередь промышленным районом. Приднестровье в советские времена давало 40% ВВП и 90% промышленного производства Молдавии».
Мелкумов также отметил, что в ходе приватизации конца 1990-ых годов приднестровские заводы достались российскому капиталу. Сейчас местный бизнес недоволен итогами приватизации, называя ее «бездумной» и «неэффективной». Проблема приднестровской экономики в том, что основные рынки сбыта ее продукции в Европе. В то же время, сама ПМР напоминает кусок СССР, сказал экономист.
Отвечая на вопрос Жанны Немцовой о перспективах НКР, Арсен Мелик Шахназаров заявил: «Перспективы есть, если мы говорим прежде всего об экономике. Я хотел бы сказать прежде всего об этом. ВВП на душу населения составляет чуть больше 3000 долларов. Темпы роста, я уже сказал, большие – 9-11% как правило. Кризис повлиял, но не так сильно. Что касается отраслей новых, то, в частности, появилась такая отрасль как горнодобывающая, как я сказал. И вот, сейчас она очень сильно расширяется. То есть, скажем, даже первое предприятие – большой рудник медно-золотодобывающий и горно-обогатительный комбинат, там же, он существует уже 11 лет и он является главным налогоплательщиком, 17% налогов – это одно предприятие».
Отвечая на вопрос ведущей, будет ли НКР признана большим количеством государств, А. Мелик-Шахназаров отметил: «Вы знаете, я думаю, что рано или поздно это признание произойдет, просто это очень длительный процесс, и укрепление экономики – это как раз важный шаг на этом пути».
В свою очередь, Жанна Немцова отметила, что некоторые штаты США уже признали Нагорно-Карабахскую Республику. «Да, действительно, в США 5 штатов – я их перечислю — Массачусетс, Род Айленд, Мэн, Луизиана и последний – Калифорния», — сказал Арсен Мелик-Шахназаров, отметив, что процесс сближения с Калифорнией, побратимства городов и прочее, усилился в то время, когда губернатором этого штата был Арнольд Шварценеггер.
Источник: Panorama