Коридор для мирного населения
AnalitikaUA.net. Преднамеренное создание коридора по выходу мирного населения из Ходжалы имело целью, во-первых, проявляя гуманность к мирному населению, не допустить жертв среди него, привлечь его на нашу сторону и показать, что мы воюем не с мирным населением, а с вооруженным противником, который своими обстрелами принуждает армянское население к вооруженному сопротивлению; во-вторых, снизить оборонительный потенциал обороны города. Выход по коридору населения в сопровождении защитников города должен был привести к сокращению числа его защитников и способствовать появлению «легальных» дезертиров, которые под предлогом сопровождения выходящего из города мирного населения, бросят оборонительные позиции и тем самым ослабят оборону города. Кроме того, этим противник подводился к мысли: «Кого защищать, если местные жители в панике оставляют свои дома, свой кров, свою землю?». В большинстве своем местные жители — это родственники бойцов-участников обороны города, которые для обеспечения безопасности вывода своих родных и близких в Агдамский район, на территорию Азербайджана, будут вынуждены покинуть свои оборонительные позиции. Смотрите видео
Известны примеры активного участия армянского населения в защите своего родного очага плечом к плечу с бойцами отрядов самообороны. Например, азербайджанцы, несмотря на большое преимущество в живой силе и боевой технике, так и не смогли овладеть населённым пунктом Каринтаг в январе 1992г. и Аскераном – в январе-марте 1992г.
Если бы не был оставлен коридор, то противник вместе с мирными жителями вынужден был бы яростно обороняться и драться за каждую позицию, улицу и дом. Наступающие армянские отряды самообороны понесли бы большие потери в живой силе и боевой технике. Взятие города могло бы затянуться, к чему наши отряды не были готовы по своему боевому и численному составу. В уличных боях преимущество имели бы защитники города, поскольку соотношение в живой силе составляло 1:1.
Таким образом, одним из факторов взятия Ходжалы стал предусмотренный планом операции добровольный выход жителей и защитников города по специально оставленному коридору в Агдамский район, на территорию, контролируемую азербайджанской армией.
И мы заставили противника покинуть город по коридору, что нанесло ущерб его защите. Причем, некоторая часть бойцов покинула свои оборонительные позиции самостоятельно, по своей инициативе, без приказа командования. Страх перед наступающими армянскими отрядами самообороны был сильнее чувства ответственности каждого бойца и жителя за защиту своего очага, своего города.
До начала боя командование армянской наступательной группировки в духе Женевской конвенции по громкоговорителям и радиосвязи довели до жителей города просьбу во избежание жертв покинуть город по оставленному коридору.
И этот коридор действовал надежно.
Как вспоминает Бахтияр Асланов, сотрудник милиции: «Наша, людей с оружием в руках, задача состояла в том, чтобы с минимальными потерями вывести население из города. По приказу Алифа Гаджиева три раза отправлялся в село Шелли Агдамского района и возвращался назад. На этой «дороге жизни» было спасено до 150 человек. Когда вернулся в четвертый раз, увидел, что Алиф со своим малочисленным отрядом продолжает сражаться». («Бакинский рабочий», от 26.02.1997г.)
Седык Мамедов, капитан милиции: «…С целью спасения мирного населения вынуждены начать вывод из города. Население повели в направлении Нахчваник, по так называемому, «коридору». На дорогу вышло 40-50 человек. В Ходжалы все, кто имел оружие — полицейский, военнослужащий, — шли вперед, все сражались с врагом для срыва наступления». («AZERBAYCAN» ОТ 26.02.1997г.)
Мэр г.Ходжалы Эльман Мамедов утверждал: «Мы знали, что этот коридор предназначен для вывода мирных жителей». Он же добавил: «После сообщения о готовящейся операции по взятию города я попросил Агдам прислать вертолёты, чтобы вывезти стариков, женщин и детей. Нас заверили: «Завтра проведем операцию и прорвем блокаду». Помощь так и не поступила». («Мегаполис-экспресс», № 17, 1992г.)
Экс-президент Азербайджана А.Муталибов в интервью журналистке из Чехии Дане Мазаловой, опубликованном в «Независимой газете» от 2 апреля 1992г., сказал: «Азербайджанская сторона была оповещена об операции по взятию Ходжалы, и в ходе операции армянская сторона оставила коридор для вывода мирных жителей из Ходжалы в безопасное место в Агдамский район». Он задается вопросом: «Зачем же им тогда стрелять? Тем более, на территории, близкой к Агдаму, где было достаточно сил, чтобы войти и помочь людям!». Далее он утверждал: «Как говорят те ходжалинцы, которые спаслись, это всё было организовано для того, чтобы был повод для моей отставки. Какая-то сила действовала для дискриминации президента. Я не думаю, чтоб армяне, очень четко и со знанием дела относящиеся к подобным ситуациям, могли позволить азербайджанцам получить разоблачающие их в фашистских действиях документы. Можно предположить, что кто-то был заинтересован в том, чтобы потом показать эти кадры на Верховном Совете и всё сфокусировать на моей персоне». 6 марта 1992г. А. Муталибов ушел в отставку по требованию Народного Фронта Азербайджана.
Главный редактор газеты «Реальный Азербайджан» Эйнулла Фатуллаев в 2005г. в цикле «Карабахский дневник» писал: « …Еще за несколько дней до наступления армяне непрерывно по громкоговорителю предупреждали население о планируемой операции, предлагали гражданскому населению покинуть поселок и выйти из окружения через гуманитарный коридор вдоль реки Гар-Гар». Об этом ему рассказывали беженцы из Ходжалы, которые воспользовались гуманитарным коридором и остались живы, поскольку «находящиеся за коридором армянские солдаты не открывали по ним огонь». Тут же он подтвердил: «Коридор действительно был, иначе полностью окруженные и изолированные от внешнего мира ходжалинцы никак не смогли бы прорвать кольцо и выйти из окружения. Но преодолев местность за рекой Гар-Гар, вереница беженцев разделилась… Похоже, что батальоны НФА стремились не к освобождению ходжалинцев, а к большой крови на пути свержения А.Муталибова».
Об этом же свидетельствует, по сообщению иранского информационного агентства «Аранньюз», представитель духовного лидера Ирана, имам-джума города Ардебиля аятолла Сеид Хасан Амели: «Для удачной реализации госпереворота необходимы были большие потери на фронте, нужна была в прямом смысле тяжелая трагедия. Именно в таких условиях шла постановка ходжалинской трагедии». И далее: «Муталибов был под покровительством русских. Русские должны были его свержением привести к власти Эльчибея? Ясно, что нет, и госпереворот был против пророссийского руководства… Это был коварный план для пресечения активизации Ирана на карабахском фронте, реализованный на крови невинных людей.
С ноября 1991г. по февраль 1992г. ходжалинцы неоднократно посылали телеграммы руководству Нахичеванской Республики Гейдару Алиеву с просьбой оказать помощь в защите города. Эльман Мамедов в конце 1991 года хотел поехать к Г.Алиеву в Нахичеван и рассказать ему о проблемах защиты Ходжалы. «В то время всех, кто произносил имя Г.Алиева, того строго наказывали. Этого ходжалинцы не боялись». («Xalg gazeti» , 26.02.1997г.). Г.Алиев никаких мер не мог принять. Он лишь заявил: «Кровопролитие пойдет нам на пользу», — и тоже хотел нанести удар по А. Муталибову.
Бахман Халилов, житель Ходжалы: «За несколько дней до трагедии армяне несколько раз сообщали нам, что возьмут город, и требовали, чтобы мы покинули город… Мы знали, что ждать помощи не от кого. Решили при возможности эвакуировать женщин, детей и стариков. Нам обещали, что готовится срочная операция по освобождению Аскерана с целью соединения с Ходжалы. Всё это оказалось ложью. Таким образом, Ходжалы по вине руководства республики принесен в жертву». (Газета «Respublika», 26 февраля 1997г.)
В газете «Azerbaycan» от 26 февраля 1997г. был напечатан рассказ лейтенанта полиции Шахида Мурадова. С началом штурма города он пошел на свой пост, где 12 защитников вели бой. Стрельба охватила весь город, надо было спасать мирных жителей. «Наша группа для занятия позиций на окраине города прибыла к вновь построенному пятиэтажному жилому дому и увиделա там 70-80 скрывающихся человек. У этого же дома находился автомобиль УАЗ-465 командира батальона Тофика Гусейнова. В автомобиле было много оружия и боеприпасов. Поговорив со всеми, вошли внутрь дома, заняли в нем позиции и стали ждать противника. 26 февраля утром вновь увидели, что в Ханкенди опустились два боевых вертолета. Армяне, узнав о нашем местонахождении, потребовали нашей сдачи в плен. После того, как мы ответили отказом, армяне перешли в атаку. Я взял командование на себя — никто не хотел сдаваться. В течение 12 часов мы сопротивлялись. Сопротивление продолжалось до темноты. Темнота стала нашей спасительницей. В полной темноте мы вышли из дома. Армяне не смогли остановить нас. Прихватив с собой мирных жителей, мы взяли путь на Агдам. Достигли села Нахчиваник и встретились с армянами. Они сообщили, что если вы положите оружие на землю и сдадитесь, то вас отпустим живыми в Агдам. Это была армянская уловка. Мы хорошо знали, что если сложим оружие, то нас уничтожат. Поэтому мы на предложение ответили огнем. После этого они сошли с нашей дороги. Мы с мирными жителями пошли к Агдаму».
Можно полагать, что находившиеся в этом доме защитники и жители считали, что Ходжалы еще не захвачен армянами. Поэтому они ночью 26 февраля не покинули город, и ушли из него только в ночь на 27 февраля, убедившись, что в городе, кроме них, азербайджанцев нет.
Из рассказа лейтенанта Ш.Мурадова становится ясно, что воины с 70-80 местными жителями ночью 27 февраля из Ходжалы пешком без потерь прибыли в Агдамский район, контролируемый вооруженными формированиями азербайджанской армии. Они не подверглись обстрелу и нападению со стороны армян, что подтверждает непричастность бойцов отрядов самообороны Армении к гибели мирных жителей и защитников Ходжалы за пределами города и на территории Агдамского района.
Гуманитарный коридор начинался у восточной окраины Ходжалы и проходил вдоль реки Гар-Гар на северо-восток в сторону Агдама. Ширина коридора – от 120 до 300 м и более. Наступление велось с четырех направлений, но сплошного кольца окружения не было, у нас попросту не хватило сил, и этим также воспользовались ходжалинцы при выходе в Агдамский район. Все имеющиеся у нас отряды самообороны были задействованы в бою за взятие Ходжалы, который завершился только к 7 часам утра 26 февраля. Однако отдельные очаги сопротивления оставались, и у нас не было отрядов для действий вне города. Выходившие из Ходжалы местные жители и сопровождавшие их бойцы не преследовались нашими отрядами, поскольку некому было преследовать, да это и не было запланировано.
Кроме того, у министерства обороны Азербайджана в районе города Агдам находилась наступательная группировка войск, которая в считанные часы была готова захватить Аскеран и деблокировать Ходжалы. Об этом плане начальник Генерального штаба Вооруженных сил Азербайджана, генерал-майор Дадаш Рзаев лично рассказал главе исполнительной власти Ходжалинского района Эльману Мамедову – руководителю обороны города, когда тот 10-11 февраля 1992г. находился в Баку по вопросам усиления обороны города и всего района. Тогда Д.Рзаев сообщил, что план операции по деблокированию Ходжалы и открытию сообщения с Аскераном и Агдамом уже готов, и через несколько дней в Ходжалы получат сигнал о начале операции. Однако сигнала ходжалинцы так и не дождались.
А 17 февраля 1992г. заместитель начальника управления внутренних дел Карабахской зоны полковник Ш.Джангиров в Агдамском РОВД на совещании командиров всех частей и соединений Агдамского гарнизона доложил подготовленный Д.Рзаевым план операции по разблокированию Ходжалы. Сроки его выполнения – 21-25 февраля – откладывались со дня на день, и операция проведена не была. В этой ситуации армянские силы самообороны опередили азербайджанцев, и 26 февраля захватили город Ходжалы.
Ни один воин-армянин не рискнул бы сунуться в район расположения агдамской группировки войск Азербайджана, так как это было бы просто гибельно для него и инициировало бы наступательную операцию азербайджанцев с целью захвата Аскерана и деблокирования Ходжалы. Руководство армянских войск ожидало возможности оказания помощи защитникам города из Агдама, Шуши и других азербайджанских населённых пунктов и остерегалось этого. Поэтому армянские отряды не могли войти в контролируемый азербайджанскими войсками пригород Агдама и уничтожить мирных жителей, покинувших Ходжалы по гуманитарному коридору.
Трагедия была совершена азербайджанскими военными формированиями на контролируемой азербайджанскими ВС территории в пригороде Агдама, куда не мог войти армянский воин, поскольку там находилась крупная наступательная группировка. То, что она не была задействована, говорит о противоречиях в команде президента и о том, что в МО АР были сторонники НФА, которые при случае вредили президенту. Шла жесткая политическая борьба за власть в стране, и для достижения этой цели политические противники использовали все средства, вплоть до уничтожения своих граждан. Даже такой крупный политический деятель-интриган, как Гейдар Алиев, приветствовал и считал необходимым в борьбе за власть принесение в кровавую жертву своего же народа.
Во внутриполитической борьбе по смещению пророссийского президента А.Муталибова были очень заинтересованы иностранные государства. Для прихода к власти в Азербайджане антироссийских сил необходимо было дискредитировать действующего президента. Это можно было сделать, обвинив его в неумелом руководстве азербайджанской армией в войне против Армении и в больших неоправданных потерях. Вариантов было несколько, и одним из них оказались трагические события с мирным населением Ходжалы на территории Агдамского района, контролируемого азербайджанскими военными. После смещения А. Муталибова к власти в АР пришли протурецкие и антироссийские лидеры.
Выводы
1. Мирные жители Ходжалы были расстреляны на территории, контролируемой азербайджанскими вооруженными формированиями в Агдамском районе и на территории НКР, примыкающей к Агдамскому району. Они несут полную ответственность за гибель мирного населения.
2. Воины отрядов самообороны Армении не причастны к этой трагедии.
И.Г. Гукасов, noravank.am