Есть ли Альтернатива?
Посол США в Армении Джон Хефферн недавно дал интервью одному из сайтов. В интервью много примечательных моментов, связанных, например, с оценкой деятельности правительства Армении, с решением Еревана о вступлении в Евразийский союз и так далее… Остановимся на одном эпизоде, связанном с проблемой нагорно-карабахского урегулирования.
ВКЛЮЧАЯСЬ В ОБСУЖДЕНИЕ ВОПРОСА О ТОМ, ЧТО ПРОБЛЕМЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ экономического вектора развития Армении упираются в проблему отсутствия возможности диверсификации нынешней системы обеспечения безопасности республики, Хефферн отмечает, что главной альтернативой в сфере безопасности для Армении может стать урегулирование нагорно-карабахского конфликта. По словам посла, мирное урегулирование может создать для Армении много новых возможностей и вариантов.
Теоретически г-н посол, конечно, прав: мирное урегулирование нагорно-карабахского конфликта существенно отразилось бы на стабильном развитии не только Армении, но и всего региона. Но вопрос в том, насколько сегодня реальна такая альтернатива нынешней системе обеспечения безопасности республики?
Вновь касаясь пресловутых Мадридских принципов урегулирования, в последний раз обнародованных американским сопредседателем Минской группы ОБСЕ Джеймсом Уорликом, американский дипломат подчеркнул, что контуры мирного соглашения определены, по сути, уже давно. Джон Хефферн так комментирует известное заявление Джеймса Уорлика: «Смыслом его выступления было то, что есть грани согласия и они давно известны. Идея состоит в том, что окончательный статус Нагорного Карабаха согласовывается между сторонами и закрепляется путем волеизъявления народа, а когда это происходит, 7 регионов, за исключением коридора, возвращаются Азербайджану. Будут также гарантии безопасности, миротворцы, но осью соглашения является именно то, что вместе с окончательным статусом возвращаются 7 районов, кроме коридора. И если одна из сторон откажется от этого, конфликт продержится долго».
Хефферн фактически вновь подтвердил, что поиск урегулирования конфликта лежит в рамках формулы «статус в обмен на территории», формулы, в тех или иных интерпретациях известной еще с самого начала переговорного процесса по нагорно-карабахскому урегулированию. Однако воз и ныне там, и в основном потому, что официальный Баку пытается навязать как свою трактовку принципа самоопределения народов, так и последовательность шагов реализации возможного соглашения. Обратим внимание, что по Хефферну, и посол говорит об этом уже не в первый раз, сначала проходит процедура волеизъявления народа, то есть референдум, а после вместе с закреплением окончательного статуса НКР решается вопрос районов так называемого пояса безопасности. В такую последовательность заложена логика, согласно которой окончательное определение статуса Нагорного Карабаха наряду с другими элементами может стать существенным фактором в системе обеспечения безопасности Арцаха.
ПРИМЕЧАТЕЛЬНО, ЧТО ПОСОЛ ГОВОРИТ И О ТОМ, ЧТО ПОНИМАЕТ ВСЮ проблематичность для Армении подобного плана урегулирования, даже если будет согласован вопрос о миротворцах и армянским республикам будут предоставлены также другие гарантии безопасности. И главная проблема заключается в недоверии к властям Азербайджана, проводящим откровенно армянофобскую политику. Джон Хефферн говорит: «Доверие отсутствует и за столом переговоров, и мы пытаемся начать с формирования доверия, совершать шаги по народной дипломатии и таким образом продвигать переговоры».
Однако нельзя не констатировать: пытаясь убедить в том, что карабахское урегулирование может стать альтернативой нынешней системе безопасности Армении, Хефферн фактически доказывает… безальтернативность этой системы. Поскольку, как уже сказано, формула урегулирования известна давно, но Баку ее всячески саботирует, то настаивая на референдуме в рамках всего Азербайджана, то говоря о том, что в референдуме должны участвовать азербайджанские беженцы, и так далее, и так далее. С другой стороны, официальный Баку проводит армяноненавистническую политику, заявляет о территориальных претензиях к Арцаху и Армении, всячески насаждает армянофобию в своем обществе — одним словом, делает все для того, чтобы на этом фоне в армянском обществе сформировалось стойкое отторжение политики каких-либо уступок Азербайджану. В результате заинтересованным дипломатам в таких условиях не остается ничего другого, как пытаться активизировать народную дипломатию… Мягко говоря, не очень убедительная альтернатива…
Рубен Маргарян
Источник: Голос Армении