Політика

Эксперт: Проблема физической безопасности жителей Карабаха все еще актуальна

Ваан ДиланянAnalitikaUA.net. Российский журналист, член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Максим Шевченко в интервью азербайджанскому информагентству «Вести.аз» заявил, что «подумать о статусе Карабаха можно только после возвращения туда азербайджанских беженцев».

В связи с этим корреспондент Panorama.am обратился за комментарием к председателю Исследовательского центра политических развитий (ИЦПР) Армении, кандидату политических наук Ваану Диланяну.

– Как Вы прокомментируете заявление российского эксперта? Возможно ли на Ваш взгляд проживание азербайджанцев в Нагорно-Карабахской Республике?

– Решение о возвращении азербайджанцев в Нагорно-Карабахскую Республику будут принимать правительство и народ НКР, а не господин Шевченко. Что касается статуса НКР, то он давно определен: как и другие республики Советского Союза, например Россия или Азербайджан, Нагорный Карабах в соответствии с советским законодательством и принципами международного права осуществил свое право на самоопределение. Доказательством тому был прошедший 10 декабря 1991 года в Нагорном Карабахе референдум.

И вынуждены были жители Арцаха прибегнуть к реализации своего права на самоопределение в результате этнических чисток, организованных властью Азербайджана, как в Нагорном Карабахе, так и в других районах советской республики. В частности, в Сумгаите в феврале 1988 года, в Кировабаде в ноябре 1988 года, в Баку в январе 1990 года. А в апреле-августе 1991 года Внутренние войска МВД СССР и Советской Армии совместно с азербайджанским ОМОНом реализовали операцию «Кольцо» – фактически акт террора по отношению к мирным жителям свыше 30 армянонаселенных сел. Очевидно, что это было спасением от физического уничтожения.

Проблема физической безопасности жителей НКР все еще актуальна, учитывая пропаганду армянофобии, расизма и культивирование убийства армян в Азербайджане. Что касается возможности проживания азербайджанцев в НКР, то они могут получить паспорт и стать полноправными гражданами НКР, о чем заявлялось на официальном уровне. А возможно ли возвращение хотя бы одного армянина в свой дом в Азербайджане – в страну, президент которой объявил армянам «джихад»?

Также хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство, что, выступая в качестве члена структуры при президенте РФ, необходимо соблюдать максимальную осторожность и объективность при комментировании темы, даже в случае выражения личного мнения. Односторонние и ангажированные заявления не подобают экспертам такого уровня.

Как известно, нынешний этап карабахского конфликта начался в 1988 году, когда парламент Нагорно-Карабахской Автономной Области обратился к властям СССР, Армении и Азербайджанской ССР с просьбой передать область в состав Армении.

Азербайджан ответил силовыми акциями в отношении гражданского населения армянской национальности, в частности в Сумгаите, Кировабаде, Баку. Конфликт набирал обороты, и после распада СССР началась полномасштабная война. Азербайджан имел подавляющее преимущество в численности, вооружении и ресурсах и рассчитывал на быструю победу. Однако в ходе жестокой войны азербайджанские войска были разбиты, потеряв около 30 тысяч военнослужащих и ряд ранее подконтрольных территорий.

С 12 мая 1994 года, после вступления в силу соглашения о перемирии в зоне конфликта прекращены военные действия. Соглашение об установлении режима прекращения огня соблюдается поныне. С 1992 года по сей день ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. Азербайджан до сих пор не выполняет принятые в 1993 году 4 резолюции Совета Безопасности ООН, продолжая провоцировать в регионе гонку вооружений и грубо нарушая основополагающий принцип международного права о неприменении силы или угрозы применения силы.

Источник: Panorama