Соціум

Дживан Гаспарян: Собственность только твое имя и твоя история

Дживан ГаспарянAnalitikaUA.net. Непревзойденным мастер дудука Дживан Гаспарян рассказал о своем отце, творчестве, жизни и мечте. NEWS.am приводит интервью Дживана Гаспаряна «Комсомольская правде» с некоторыми сокращениями:

Бог каждому что-то дает. Мой отец был каменщик. Он своими руками камень точил. Туф называется: серый, красный, черный, желтый – красивый камень. И гранит полировал. В Ереване оперный театр, филармония, дома, площадь – это все мой отец, его бригада строила в тридцатые годы. Самые красивые здания в городе… Бог дал ему этот талант, а он просто хорошо работал. Не фальшивил.

Нигде нельзя фальшивить.

Точно! Я еще такую историю расскажу… В 1956-м году мы играли в США для Кеннеди. Хороший парень. 280 артистов из Советского Союза. Солисты Большого театра. Ульянова танцевала. Ансамбль Игоря Моисеева. Хор Пятницкого. Ленинградский балет. Такой сильной группы больше не представляю, все – артисты высочайшего класса. Американский президент с ума сошел от нас, от советских. Потом – сорок концертов в Нью-Йорке. И каждый концерт три-четыре человека прямо с концерта забирала «Скорая помощь»: у людей сердца рвались от музыки. Вот это и есть – работать без фальши, с душой. Тогда все получится.

Как я впервые в Голливуде фильм озвучивал, знаешь? Пригласили меня, говорят: «Дживан, посмотри фильм, посмотри ноты – как что будем играть. И не волнуйся!» Я посмотрел, мелодия на три октавы. А у дудука всего одна октава. Не сыграю! Нет технической возможности. Ну что мне делать? Дирижер, симфонический оркестр – все меня ждут. Закрыл глаза, начал импровизировать. 45 минут. Когда все закончилось, все хлопают, что-то говорят по-английски, я ничего не понимаю. Композитор подходит и говорит через переводчика: «Дживан, я ведь не так написал, но это лучше, чем я написал». Знаешь, почему так? Я радовался, что увидел хороший фильм. Песни к фильму мне понравились. И… ты словно начинаешь подпевать. Подхватываешь мелодию и ведешь ее дальше. Ты ведь не думаешь, как любить, — просто любишь.

Для кого приятнее играть: для Сталина и Кеннеди или для простых людей?

В позапрошлом году я играл для английской королевы и английских лордов. Все в зале – лорды, представляешь? Богатые люди, благотворительный концерт: кто миллион заплатил за приглашение, кто – еще больше. Хорошо слушали. Но – да, все же больше люблю для простых людей играть. У меня ведь до сих пор мечты остались. Я с вами разговариваю, а вижу свою жизнь. Вот на днях репетировал с моими ребятами. Я сказал: «Армен, иди дверь открой и закрой». Армен говорит: «Для чего?». Я говорю: «Иди дверь открой и закрой». Он пошел, открыл и закрыл. Вот прошли 85 лет так. Один момент. Минута. Я не чувствую, как это быстро прошло. Вот жизнь, что такое? Красивая очень жизнь и пустая.

Как пустая?

Пустая, конечно. Собственность только твое имя и твоя история. Вот твоя собственность. А остальное – сегодня твое, завтра другого. Кто бы мог поверить, что Советского Союза не будет? Никто. Видишь, как. Могут от тебя забрать, отдать ему, от него забрать… Это продать, то продать. А имя не можешь продать. Твою историю не можешь продать. Только это остается. Голые приходим в этот мир, голые уходим из этого мира. Куда идем, мы не знаем. Еще никто не пришел оттуда. А я бы еще для людей поиграл. Надо работать. Хочется работать. Такая мечта.

Источник: News.am