Аналитик Комиссии по религиозной свободе США: Правительство Азербайджана не нашло способов борьбы с проблемой радикализма
Несмотря на заявления правительства Азербайджана о толерантности, религиозные свободы в стране ухудшились за последние несколько лет. Об этом сказала в интервью азербайджанскому информагентству «Туран» старший аналитик Комиссии США по религиозной свободе (USCIRF) Кэтрин Козман.
«Правительство Азербайджана демонстрирует минимальную терпимость, не говоря уже об уважении тех, кто выражает различные точки зрения. Такое впечатление, что власти лишь, мирятся с теми, кто поддерживает официальную политику», – подчеркнула она.
Весной 2014 года парламент Азербайджана принял дополнительные ограничительные поправки в закон о религии, якобы для предотвращения религиозного экстремизма. В 2010 году штрафы за нарушения были увеличены в 16 раз, отмечает эксперт. По ее словам, мусульманские общины страны находятся под особым контролем: все их лидеры назначаются Управлением мусульман, контролируемым государством.
Аналитик вспомнила также о запрете на ношение хиджаба в школе, ставшем причиной протестов и ареста 72 исламистов в октябре 2012 года. По словам Козман, в Нахичеване религиозные ограничения носят еще более серьезный характер, чем в других регионах Азербайджана.
«Под строгим контролем также и религиозная литература. В последнее время ими стали сочинения турецкого богослова Саида Нурси», – отметила она.
Кэтрин Козман сообщила, что по данным Правозащитного центра Азербайджана (ПЦА) в 2005-2011 гг., 220 граждан Азербайджана были осуждены по обвинению в религиозном экстремизме. В январе 2013 года докладчик ПАСЕ обнародовал доклад о правах человека в Азербайджане, в котором 23 человека были осуждены за членство в исламистских группах, организациях и политических партиях. Она отметила, что на сайте USCIRF опубликован список 51 заключенного, арестованного в Азербайджане по религиозным причинам с августа 2011 года.
Отвечая на вопрос о том, насколько реален риск радикализации религиозных общин в случае дальнейшего их преследования, Козман сказала, что власти утверждают, будто иностранные религиозные проповедники пытаются создать радикальные группы, которые необходимо пресекать. Однако независимые аналитики считают, что власти преувеличивают, демонстрируя Западу мнимую угрозу. Ограничительные законы и официальная политика правительства Азербайджана последних лет гораздо больше повышает риск радикализма местных общин, чем иностранное влияние, считает Козман.
По ее словам, правительство Азербайджана не нашло эффективных способов борьбы с проблемой радикализма: законы должны наказывать фактическое насилие, не идеи или мирную религиозную практику.
Говоря о конфликтах между суннитами и шиитами, эксперт заметила, что, возможно, различия между этими направлениями частично связаны со сменой поколений. Старшее поколение выросло в период советского атеизма и плохо понимало расхождения суннитов и шиитов. Молодое поколение, особенно те, кто учился на Ближнем Востоке, имеет религиозное образование и может иметь собственное мнение по поводу различий между суннитами и шиитами.
Козман также посчитала неудачным решение о закрытии школ Фатуллаха Гюлена в Азербайджане. «Школы Гюлена обучили сотни студентов в Азербайджане, и некоторые выпускники заняли ключевые позиции в государственных, научных кругах и частном секторе. Эксперты отмечает, что выпускники школ Гюлена, как правило, хорошо образованы и хорошо интегрированы в общество, имеют космополитичное мировоззрение», — заметила аналитик, добавив, что закрытие этих школ означает, что люди больше не могут получить хорошее образование.
Источник: Panorama