Женевским соглашением начался процесс урегулирования американо-иранских отношений
AnalitikaUA.net. Когда наблюдаем за политикой, которую ведут Иран и США в регионе, мы замечаем, что эти страны имеют больше общих интересов, чем противоречий. Возникает вопрос в этом случае, что мешает Тегерану и Вашингтону установить нормальные отношения. Дело в том, что в основе идеологии исламской революции, которая произошла в Иране в 1978-1979 гг., была антиамериканская позиция. За прошедшие 34 года в двух странах на общественно-политическом уровне постоянно прививается идея вражды, которая безусловно, препятствует любой инициативе, направленной на нормализацию ирано-американских отношений.
Но в последние годы общественно-политические изменения, которые произошли в регионе, в частности, в Иране и США, заставили стороны пересмотреть свою политику. Ядерная проблема Ирана, которая на протяжении многих лет была основной причиной разногласий между Вашингтоном и Тегераном, на удивление стала наилучшим способом урегулирования двухстороннего сотрудничества и отношений.
Примечание: ядерная программа Ирана была запущена при прямой поддержке США. Основанный в 1959-ом году центр ядерных исследований Тегерана, был вооружен необходимым оборудованием со стороны США.
В сентябре этого года, в первый раз после исламской революции 1979-го года, состоялась телефонная беседа между президентом Ирана Хасаном Роухани и президентом США Бараком Обамой. В рамках того же конгресса в Нью-Йорке встретились Главы внешнеполитических ведомств Ирана и США- Мохаммад Джавад Зариф и Джон Керри. Последние еще несколько раз встретились в рамках переговоров между Ираном и «группой 5+1» по поводу ядерного вопроса Ирана, которые закончились 24-го ноября в Женеве подписанием соглашения между Ираном и «группой 5+1».
Обращаясь к интересам, которые преследуют Иран и США в регионе отметим, что Соединенные Штаты прекрасно понимают, что без Ирана не могут обеспечить безопасность в Афганистане и Ираке.
Заместитель руководителя Центра стратегических исследований Техаса по вопросам Ближнего Востока Камран Бохари недавно объявил, что в годы работы сегодняшнего министра иностранных дел Исламской Республики Иран-Зарифи, Иран и США сотрудничали в деле свержения власти Саддама Хусейна.
Кроме того, Зариф как профессиональный дипломат принимал участие в самых важных международных событиях, таких как: освобождение европейских заложников в Ливане, международные дискуссии по вопросам безопасности в Афганистане.
Следовательно, в этом случае естественно возрастает роль Ирана, и последний при поддержке Вашингтона может взять на себя роль «регионального руководителя», которую блестяще осуществляла в годы шаха.
Ни для кого не секрет, что Саудовская Аравия и Турция за прошедшие два года делали все для того, чтобы усилить свое влияние в Сирии. Более того, Соединенные Штаты, кажется, не так уж и воодушевлены революциями, которые произошли в Египте и Ливии. В этом контексте, США, с целью ограждения шиитских стран от дальнейших непредвиденных событий, будет пытаться с помощью Ирана держать под контролем действия суннитских стран Ближнего Востока.
Ссылаясь на противоречия Иран-Израиль, Иран-Турция и Иран-арабские страны Персидского залива, Вашингтон, похоже, пытается с помощью Тегерана снизить свою зависимость от этих стран, в тоже время стремится, используя вопрос урегулирования отношений с Ираном, держать эти страны под своим влиянием.
Ближайшие союзники Вашингтона — Израиль и Саудовская Аравия, уже обеспокоенные перспективой урегулирования отношений между Ираном и США, пытаются привлечь в антииранскую политику другие союзные страны. На самом деле, это ярко проявилось в последние дни в появившемся новом напряжении в отношениях между Азербайджаном и Ираном (гражданин Исламской Республики Иран — Хасан Фараджи, был арестован, потому что проходил около посольства Израиля в Азербайджане, а спустя дни Баку депортировал работника культурного центра посольства Ирана). В последнее время мы замечаем, что происходят активные контакты между Израилем и Францией, также между Саудовской Аравией и Китаем.
Кстати, как сообщают иранские эксперты, в последние годы, экономическими санкциями введенными в отношении Ирана, больше всего воспользовались члены Совета Безопасности ООН, Китай и Россия, которые считаются союзниками Ирана.
Китай покупал иранскую нефть по удобной себе цене, вместо этого возвращая Ирану не деньги, а свое местное производство. Кроме того, Китай, покупая иранскую нефть, пытался перепродать его странам ЕС, которые установили эмбарго на иранскую нефть.
Что касается России. В результате использованных экономических санкций по отношению к иранской нефти, на международном рынке повышалась цена нефти, и в этом случае Россия за день, экспортируя 7 млн. баррелей нефти, благодаря высокой цене, получала огромную прибыль.
В период руководства бывшего президента Исламской Республики Иран Махмуда Ахмадинежада напряжение между Ираном и США достигло своего пика. В 2012 году даже говорилось о надобности решения ядерной проблемы военным путем. Можно сказать, что в следствие внешней политики, которую вел Ахмадинежад, страна оказалась в преддверии изоляции, важнейшие отрасли экономики, такие как экспортирование нефти, машиностроение и банковские системы столкнулись с серьезными проблемами.
После избрания Хасана Рохани президентом Исламской Республики в ирано-американских отношениях произошли серьезные развития. Для новых властей Ирана наиболее важной задачей стала вывести страну из международной изоляции, по возможности облегчить санкции, остановить процесс экономического спада.
Это означает, что ряд объективных и субъективных факторов заставили Тегеран и Вашингтон пересмотреть свою политику и, с целью найти грани сотрудничества, пойти на некоторые компромиссы.
Обратим внимание на то, что большинство Меджлиса Исламской Республики Иран составляют консерваторы, что победой Роухани их влияние на внешнюю политику ослабло. Более того, министр иностранных дел Зариф в последнее время, с целью того, чтобы дать объяснения по поводу развитий, которые произошли в отношениях Иран-США, был приглашен в комиссию Меджлиса по вопросам национальной безопасности и внешней политики.
Тоже самое касается и США. И здесь тоже Республиканцы недовольны мягкой внешней политикой Обамы по отношению к Ирану.
Отметим, что 4-го ноября в Иране празднуется день захвата посольства США. В этот день по всей стране проводятся антиамериканские протесты. В этом году, в выше упомянутой акции протеста поучаствовали только министры образования, просвещения и здравоохранения.
Если мы изучим объявления духовного лидера Али Хаменеи и президента Хасана Роухани в честь этого дня, то заметим что они в основном в отличие от Ахмадинежада, сдержались от резких замечаний в адрес США. Основная критика была направлена в сторону обстоятельства применения экономических санкций по отношению Ирана со стороны США.
По поводу лозунга «Смерть Америке», которая прозвучала во время антиамериканских демонстраций, сделал интересное заявление также официальный Вашингтон. По сообщению иранского сайта “асриям.ком”, представитель Белого дома Джей Карни объявил, что большинство иранцев выступают за урегулирование отношений с Западом, следовательно, звучащий там антиамериканский лозунг не является мнением большинства иранцев.
Обращаясь к нынешнему этапу урегулирования ирано-американских отношений отметим, что Женевским соглашением начался реальный процесс урегулирования отношений между Тегераном и Вашингтоном.
Второй части Женевского соглашении, которая относится США, отмечается:
1 — Приостановление санкций, установленных со стороны США, на отрасль автомобильной промышленности;
2 — Правительство США в рамках уполномочий президента и Конгресса не должна применять новые санкции по отношению к Ирану;
Следует отметить, что до Женевского соглашения, американская автомобильная компания «GM» выразила готовность вернуться на иранский рынок, часть санкций установленных по отношению к Ирану со стороны министерства финансов США уже уменьшилась, а президент Ирана поручил изучить вопрос восстановления прямого рейса Тегеран-Вашингтон.
После состоявшегося соглашения в Женеве, со стороны официального Вашингтона прозвучало это заявление: «Соглашение, достигнутое с Ираном, не направлено против наших союзников в регионе, оно не будет угрожать нашим друзьям в регионе. Открылась новая дорога для того, чтобы иметь более безопасный мир.
Ссылаясь на Женевское соглашение, отметим, что это не начало большого процесса. Сторонам еще предстоит пройти долгий путь. В соответствии с договоренностью, стороны должны достичь окончательного соглашения поэтапно. Для первого этапа предусмотрено 6 месяцев. В ходе этого этапа должны пройти как двусторонние, так и многосторонние переговоры, которые в конечном итоге приведут к подписанию комплексного соглашения.
Как упоминалось выше, и в Соединенных штатах, и в Иране есть политические силы, которые против урегулирования ирано-американских отношений, но процесс, начавшийся в рамках 68-ой конференции ГА ООН, свидетельствует о том, что власти двух стран имеют достаточную политическую волю для урегулирования отношений и в ближайшем будущем мы сможем увидеть в нашем регионе новую расстановку сил.
Специалист по Ирану Армен Исраелян.