По олимпийскому сценарию
AnalitikaUA.net. В августе 1936 года в Берлине прошли летние Олимпийские игры, в которых приняли участие спортсмены из 49 государств мира. Такое количество стран стало на тот момент рекордным за всю историю проведения Олимпийских игр. Вспыхнувшие на пяти континентах мощные протестные движения, призывающие людей доброй воли бойкотировать проведение соревнований в логове нацизма, оказались неспособными изменить позицию государств относительно их участия в Олимпиаде.
Своих представителей делегировали и страны, позиционирующие себя в качестве оплота мировой демократии и глобальной справедливости, — США, Великобритания, Франция и т.д. Отказавшись, таким образом, от многочисленных предложений и призывов бойкотировать игры, Соединенные Штаты и другие западные государства лишились возможности занять позицию, которая, как утверждали уже тогда обозреватели, могла остановить Гитлера и поддержать сопротивление нацистской тирании. С окончанием Олимпиады немецкая политика преследования евреев и других «врагов государства» усилились, достигнув кульминационной точки в период Второй мировой войны.
НАИБОЛЕЕ МОЩНЫЕ ПРОТЕСТНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ПРОКАТИЛИСЬ по США, Великобритании, Франции, Швеции, Чехословакии и Нидерландам (СССР не принимал участия в олимпиадах вплоть до 1952 г.). В июне 1936 года в Париже состоялась Международная конференция в защиту олимпийских идей, объявившая о несовместимости олимпийских принципов и факта проведения игр в тоталитарном расистском государстве. Участники конференции обратились ко всем людям доброй воли, разделяющим идеи олимпизма, с призывом о бойкоте Игр в Берлине. Несколько позже в Нью-Йорке был создан совет борьбы за перенесение Олимпиады из Берлина в Барселону.
После Парижской конференции и создания американского совета противников проведения Игр в нацистской столице Международный олимпийский комитет направил в Берлин специальную проверочную комиссию, которая, однако, не усмотрела ничего, «что могло бы нанести ущерб олимпийскому движению». Глава комиссии — президент НОК США Эвери Брендедж сделал публичное заявление о том, что «бойкот — это чуждая духу Америки идея, заговор в целях политизировать Олимпийские игры». Ко всему прочему он подчеркнул, что «евреи должны понимать, что они не могут использовать Игры как оружие в своей борьбе против нацистов».
Более того, посетивший Берлин незадолго до проверочной миссии Пьер де Кубертен — родоначальник современных Олимпийских игр и почетный президент МОК — был настолько очарован увиденным, что выразил намерение завещать Третьему рейху права на свои книги и даже выступил с пламенной речью по Государственному радио Германии, в которой назвал Гитлера «одним из лучших творческих духов нашей эпохи».
В итоге муза «одного из лучших творческих духов эпохи» подсказала ему продолжить – правда, с еще большей ожесточенностью и изощренностью — гонения на миллионы представителей «низших рас» (евреев, славян и т. д.) и развязать новую мировую войну, жертвами которой станут десятки миллионов человек. Уже в последующие годы разными общественными деятелями и политологами стала все чаще и громче озвучиваться мысль о том, что компромисс, на который так позорно пошли ведущие державы, стал катализатором ужесточения нацистского режима.
А ВСПОМНИЛИ МЫ ОБ ЭТОЙ ИСТОРИИ ОТНЮДЬ НЕ ПО ПРИЧИНЕ ИЗВЕСТНОЙ актуализации олимпийской тематики. Вопрос здесь не в хронологии, а в аналогиях: на днях генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил о том, что уже принято решение относительно проведения в 2016 году первого в истории всемирного гуманитарного форума в Стамбуле. «Осторожно все взвесив, я решил принять предложение Турции о проведении саммита в Стамбуле и попросил Управление ООН по гуманитарным вопросам начать координацию приготовления к саммиту и приступить к региональным консультациям».
Отметив, что Швейцария также претендовала на право принятия у себя первого гуманитарного форума? Пан Ги Мун подчеркнул, что именно Турция в 2012 году стала одним из главных спонсоров международных усилий по оказанию помощи бедствующим, приютив у себя более 450 тысяч беженцев из Сирии. Согласимся, что все это очень напоминает заявления политиков в преддверии берлинской Олимпиады.
Турция была и остается страной, отрицающей учиненный ею же Геноцид армян, ассирийцев и понтийских греков, страной, взрастившей в известной мере нацизм. Показательно, что в качестве одного из оправданий уничтожения армян использовалось биологическое обоснование. Армяне именовались «опасными микробами», им присваивался более низкий биологический статус, нежели мусульманам. Главным пропагандистом этой политики был доктор Мехмет Решид, губернатор Диарбекира, распорядившийся прибивать подковы к ногам депортируемых и широко практиковавшим распятие армян, имитируя распятие Христа. Современная официальная турецкая энциклопедия характеризует Решида как «прекрасного патриота».
Другой пример: в современной Турции родоначальником национальной школы бактериологии считается «выдающийся врач Хамди Суат», которому, кстати, посвящен мемориальный дом-музей в Стамбуле. Кем был этот родоначальник?
Отсутствие приемлемых бытовых условий и медикаментов привело к распространению в турецкой армии эпидемий, унесших жизнь едва ли не каждого десятого солдата в 1914-1915 гг. По распоряжению врача Третьей армии Тевфика Салима для разработки вакцины против сыпного тифа в центральной больнице Эрзинджана проводились эксперименты над армянами как представителями «низшей расы». Экспериментами непосредственно занимался профессор медицинской школы Стамбула Хамди Суат, лично вводивший «пациентам» кровь, зараженную тифом. В современной Турции этот маньяк считается основателем национальной школы бактериологии.
О КАКОМ ПЕРВОМ В ИСТОРИИ ГУМАНИТАРНОМ ФОРУМЕ В СТАМБУЛЕ МОЖЕТ ИДТИ РЕЧЬ, если именно в этом кровавом городе поныне функционируют дома-музеи изуверов, взрастивших нацистское понимание евгеники и дележа людей на представителей высших и низших рас?
Особый цинизм решению генсекретаря ООН придает озвученная им же мысль, что «в этом процессе международное сообщество будет руководствоваться резолюцией 46/83 Генеральной Ассамблеи ООН», резолюции официальное название которой «Доклад Комитета по ликвидации расовой дискриминации».
Турция — единственная страна на современной карте мира, имеющая вековую традицию расовой дискриминации и поддерживающая (конечно, с той или иной степенью демонстративности) ее до сих. В зависимости от политической обстановки точно так же поступала и нацистская Германия: решение Гитлера позволить полуеврейке-фехтовальщице Хелен Майер представлять Германию на берлинской Олимпиаде – это тот же «благородный жест, успокаивающий международное мнение», как и официальное позволение Анкары относительно освящения армянского храма Ахтамар.
Впрочем, проблема не столько в самой Турции, сколько в критическом состоянии, в котором пребывают международная совесть и принципиальность. В настоящее время трудно представить саму возможность возникновения протестного движения в разных странах мира в связи с решением о проведении первого в истории гуманитарного форума под эгидой ООН в Стамбуле. В этом городе могут проводиться какие угодно саммиты – политические, экономические и даже культурные. Но только не гуманитарные. Арис КАЗИНЯН, «Голос Армении»