Політика

Нахичеванская Особая армия не сможет служить заслоном против армянских войск

Эйнулла ФатуллаевAnalitikaUA.net. Версия создания Особой армии в Нахичеване с целью «укрепления обороноспособности» этой республики не выдерживает критики: изменение названия войскового подразделения в области, где фактически живет чуть больше ста тысяч человек, не приведет к созданию заслона против армянской армии. Нахичеван больше, чем вся азербайджанская и нахичеванская армии, защищается Карсским договором. Об этом говорится в статье азербайджанского журналиста Эйнуллы Фатуллаева, опубликованной порталом «Хаккин.аз».

«Создание на прошлой неделе отдельной Нахичеванской армии вызвало много вопросов. И на эти вопросы нам очень сложно получить ответы, потому что, как известно всем, государство от общества отделено одной большой непреодолимой железобетонной стеной. До государства не достучишься. Таковы, к глубокому сожалению, наши реалии – действительность в стране суверенной демократии», – пишет автор, отмечая, что по этой причине, приходится основываться на собственном анализе.

В статье сказано, что совершенно неожиданно Азербайджан поставили перед новым свершившимся фактом: На основе 5-го армейского корпуса Минобороны Азербайджана, дислоцированного в Нахичеване, будет создана отдельная армия во главе с командующим этого же корпуса, а ныне командующим Нахичеванской армией Керемом Мустафаевым.

«Спрашивается, чем было обусловлено создание второй армии в унитарном Азербайджане? Для чего надо было создавать отдельную армию, командующий которой будет подчиняться непосредственно главнокомандующему. Правда, чуть позже сделали небольшую ремарочку, и К. Мустафаев получил статус замминистра обороны Азербайджана, однако, если внимательно проанализировать указ президента, то становится ясно, что речь идет о создании совершенно отдельной армии», – сказано в статье.

Автор отмечает, что находясь во главе 5-го армейского корпуса, К. Мустафаев и без того, кроме главы Нахичевана Васифа Талыбова и президента Азербайджана Ильхама Алиева, как и остальные институты власти этой автономии, никому не подчинялся. Нахичеванский корпус был отдельным и привилегированным родом войск в ВС.

«Лишь очень веские политические причины могли лечь в основу принятия этого сенсационного решения», – пишет Фатуллаев, отмечая, что без серьезных политических причин, консервативное в вопросах кадровой ротации и правительственной реструктуризации азербайджанское правительство на столь серьезный шаг не пошло бы.

В публикации сказано, что часть экспертов сразу же высказала поспешную оценку: в последнее время над Нахичеваном сгустились черные тучи. Якобы, армянская сторона готовится к новому витку информационной, а затем и политической войны за Нахичеван, за которым последует блицкриг. Эти эксперты утверждали, что опасность занятия Нахичевана армянскими войсками в ближайшем будущем подтолкнула власти Азербайджана к укреплению обороноспособности республики. Э. Фатуллаев, не согласен с подобной трактовкой, считая, что до урегулирования карабахской проблемы Армения не ввяжется в новый территориальный конфликт.

По мнению автора, международный миротворческий процесс создает преграды для усугубления военно-политического конфликта и новые территориальные притязания фактически нарушат статус-кво и откроют путь к новой войне. Фаутллаев утверждает, что дипломатия Армении направлена на предотвращение нового военно-политического конфликта с Азербайджаном.

Кроме того, по мнению автора, Азербайджан фактически уладил все проблемы с Россией: Баку входит в зону геополитических интересов Москвы и де-факто находится в союзнических отношениях с РФ. То есть и Россия не заинтересована в усугублении геополитической ситуации в регионе. «Если Армения может себе позволить вести открытую союзническую политику в отношении России, то Азербайджан делает это под ковром», – считает Фатуллаев.

В статье сказано, что Россия и Армения больше заинтересованы в скорейшем урегулировании конфликта, нежели в его усугублении и, тем более, консервации. А притязания на Нахичеван могут снова разжечь костер войны. «И с другой стороны, допустим, Армения и Россия готовятся к новой войне, чтобы окончательно загнать Азербайджан в угол и заставить капитулировать в карабахском вопросе. Разве изменение названия войскового подразделения в области, где, по официальной статистике, проживает около полумиллиона человек, а фактически чуть больше ста тысяч, может поставить заслон перед армянской, не говоря уже о российской, армии?» – пишет Фатуллаев.

Автор отмечает, что укрепляя обороноспособность Нахичевана, создавать там отдельную армию необходимо в самую последнюю очередь – после того как вся азербайджанская армия будет наголову разбита и воевать уже будет некому. «Наконец, 5-ю статью Карсского договора пока никто не отменял, следовательно, Турция является гарантом неприкосновенности Нахичеванской автономии в составе Азербайджана. Карсский договор больше, чем нахичеванская и азербайджанская армии, вместе взятые, может обеспечить неприкосновенность этой области в случае неожиданной армянской агрессии», – пишет автор.

Таким образом, автор приходит к выводу, что версия «укрепления обороноспособности» Нахичевана в качестве причины для создания особой армии несостоятельна.

Фатуллаев пишет, что в Азербайджане некоторые критики коррупции в военной сфере выступили с прогнозом, что проведенная реформа заметно расширит возможности для разворовывания многомиллиардных бюджетных средств. Однако создание отдельной армии не привело к пересмотру военного бюджета и нахичеванская армия, получит в 2014г. столько денег, сколько было предусмотрено в бюджетном проекте. Реструктуризация и создание новой армии не увеличили бюджетных ассигнований в Нахичеван, считает автор.

«С другой стороны, не претерпели изменений ни численность, ни структура 5-го корпуса, а поменялась лишь вывеска. Какой смысл в увеличении бюджетных расходов на военное подразделение, структура которого практически никак не изменилась? Более того, в новую армию будут призывать, и в ней будут служить лишь жители призывного возраста самого Нахичевана. Следовательно, речь идет не об увеличении, а об уменьшении войскового контингента, поскольку до создания армии в 5-м корпусе служили и призывники из других районов Азербайджана», – говорится в статье.

«Таким образом, даже страсть к освоению бюджетных денег, которой так охвачен чиновничий класс, не могла стать главной причиной для проведения этой вынужденной реформы, если ее можно так назвать», – резюмирует автор.

По мнению Фатуллаева, создание особой армии в Нахичеване поднимает статус этой автономии, что дает Баку возможность предложить Нагорному Карабаху конфедеративные отношения. «То есть, грубо говоря, Азербайджан признает независимость Карабахской Республики и Нахичеванской Республики, которые вместе с Азербайджанской Республикой образуют конфедеративное государство. И, как мне кажется, объявление о создании самостоятельной Нахичеванской армии – первый шаг на пути создания новой государственной конструкции», – считает автор.

«С другой стороны, повышение государственного статуса Нахичевана – форпоста нынешней азербайджанской элиты тоже может быть рассчитано с вероятными планами на долгосрочную перспективу, и трудно предположить развитие внутриполитической ситуации, скажем, через 15 лет. Первый шаг был сделан в 2009 году, когда во время конституционной реформы Нахичеван получил статус государства – автономного государства, второй шаг – создание своей армии», – пишет автор.

Фатуллаев отмечает, что остается Баку признать независимость Нахичевана и подписать конфедеративный договор. «Тем более что Нахичеван уже делегировал прерогативу военной координации Баку – как и полагается в конфедерации. То есть фактически государственный статус Нахичевана, конечно, чисто формально, но все-таки приравнен к сегодняшнему де-факто независимому статусу Нагорного Карабаха», — пишет автор.

Источник: Panorama