Аналітика

Конвенция Монтевидео может стать основой концепции признания Карабаха

Джеффри РобертсонAnalitikaUA.net. Завершившаяся в Степанакерте международная научная конференция «Национально-освободительная борьба Арцаха. От Гюлистана до наших дней» стала не просто заметным явлением в научной и общественной жизни Арцаха и Армении. В силу целого ряда причин она стала поистине знаковой.

ВЫСОКАЯ НАУЧНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ докладов, содержание которых должно стать предметом самого глубокого анализа, и участие ряда всемирно известных ученых, правозащитников, экспертов, дипломатов и общественных деятелей превратили это завершающее год 25-летия Движения мероприятие в весьма значимую веху в контексте осознания четвертьвековых итогов национально-освободительной борьбы Арцаха и международного признания НКР. Конференции такого уровня давно не проводилось в Ереване, и тот факт, что она состоялась в Степанакерте, придает ей особую значимость и смысл. На фоне черносписочного беснования Баку, развернувшегося с особой истеричностью накануне президентских выборов, приезд такого количества именитых гостей в республику дает более чем убедительный ответ авторам и исполнителям азербайджанской политики расизма и армянофобии.

Итоги конференции еще предстоит всесторонне осмыслить. Однако по горячим следам необходимо сделать один, возможно, наиболее актуальный практический вывод: для выхода из тупика карабахского процесса нужны свежие идеи и новые подходы, которые в изобилии прозвучали на конференции со стороны специалистов самого высокого класса. Эти идеи армянской стороне необходимо проанализировать, аккумулировать и сформулировать в новой концепции и привнести в процесс урегулирования. Активную роль в этом направлении просто обязан взять на себя МИД Арцаха, который под руководством Карена Мирзояна обретает качества полноценно действующего ведомства.

Хотелось бы обратить особое внимание на доклад всемирно известного юриста и правозащитника Джеффри Робертсона — одного из трех почетных членов Совета юстиции ООН. Напомним главные тезисы выступления (на основе сообщений прессы), в котором именитый специалист обосновал наличие атрибутов государственности у Нагорного Карабаха. Согласно бывшему Королевскому прокурору Великобритании, в международном праве разрабатывается принцип, согласно которому принцип территориальной целостности уступает, когда осуществляется преступление против человечества. «Нагорный Карабах имеет все атрибуты государственности. Он был передан Азербайджану в результате исторической несправедливости и согласно международному праву имеет право на собственную государственность. Все критерии на суверенность в Нагорном Карабахе присутствуют даже в большей степени, чем во многих государствах», — отметил г-н Робертсон. По его словам, международное право предоставляет право на сецессию (выход из состава государства какой-либо его части. — М.Г.), если ущемляются фундаментальные права этого народа, и в этом случае народ имеет право выйти из репрессивного государства.

ДАЛЕЕ ДЖЕФФРИ РОБЕРТСОН СОСЛАЛСЯ НА ДОКУМЕНТ, который не раз уже фигурировал в контексте признания НКР, однако, к сожалению, так не удостоился должного внимания армянских дипломатов и экспертов. Это Конвенция Монтевидео, подписанная в декабре 1933 года в столице Уругвая, в которой установлены окончательные критерии государственности. К ним относятся: 1. постоянное население 2. определенная территория 3. собственное правительство 4. способность к вступлению в отношения с другими государствами. «Все это есть у Нагорного Карабаха. Пришло время признать Нагорный Карабах в качестве независимого государства», — заявил британский ученый.

Отметим, что это не первый случай, когда говорится о необходимости применить Конвенцию Монтевидео для международного признания НКР: четыре года назад об этом заявил советник министра ИД НКР, кандидат юридических наук Рубен Заргарян. Он особо выделил ст. 3, в которой зафиксировано, что «политическое существование государства не зависит от признания другими государствами. Даже до признания государство имеет право защищать свою целостность и независимость, чтобы обеспечить его сохранение и процветание, и, следовательно, самоорганизоваться так, как считает нужным». «Наряду с другими нормами международного права подписание Конвенции о правах и обязанностях государств девятнадцатью странами — США, Гондурас, Сальвадор, Доминиканская Республика, Гаити, Аргентина, Венесуэла, Уругвай, Парагвай, Мексика, Панама, Гватемала, Бразилия, Эквадор, Никарагуа, Колумбия, Чили, Перу, Куба — налагает на них обязательство квалифицировать НКР как независимое государство. Возможность присоединения НКР к Конвенции о правах и обязанностях государств определяется статьей N16, в которой сказано, что «настоящая Конвенция открыта для применения и присоединения со стороны государств, которые не являются ее участниками», — подчеркивал Р. Заргарян.

КАЗАЛОСЬ БЫ, АРМЯНСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ ДОЛЖНА БЫЛА ОБЕИМИ РУКАМИ ухватиться за этот документ и разработать на его основе новую концепцию решения проблемы, которая официально провозглашена приоритетом внешней политики РА. Увы, дальше пары публикаций дело не пошло: как четыре года назад, так и сегодня армянская сторона не выдвигает каких-либо свежих идей, отчаянно цепляясь за давно потерявшие актуальность Мадридские принципы. Между тем международное научное сообщество в лице одного из наиболее авторитетных экспертов в данной сфере, к тому же представителя ООН, предлагает реальный способ решения вопроса и указывает путь, в направлении которого следует действовать. Разумеется, для этого требуется упорная, последовательная и сложная работа. Тем более что речь идет о регионе, в котором турко-азербайджанская политика в условиях непробудного сна армянской дипломатии достигла, по мнению экспертов, значительных успехов, скупая на корню политические круги стран Центральной Америки. Достаточно сказать, что, действуя привычными методами, Анкара и Баку добились принятия документов по «ходжалинским событиям» в большинстве стран этого региона, в котором, между прочим, имеется немалочисленная и довольно активная армянская диаспора. Вместе с тем Конвенцию Монтевидео никто не отменял, а в числе ее подписантов значится один из сопредседателей Минской группы — Соединенные Штаты.

В любом случае ясно, что продолжать и дальше прятаться под лозунгом пассивного «одобрямс» деятельности посредников армянской стороне уже должно быть по-настоящему постыдно. Давно пора переходить к реальной работе в направлениях, которые подсказывают нам лучшие мировые специалисты. Конвенция Монтевидео — лишь одно из таких направлений, безусловно заслуживающих пристального внимания. В противном случае Степанакертская конференция, которая, по свидетельству участников, стала поистине научным прорывом, только таковым и останется — без каких-либо практических результатов для Республики Арцах, в которой «критерии суверенности присутствуют даже в большей степени», чем во многих признанных государствах. Марина ГРИГОРЯН, «Голос Армении»