Эффект мониторинга
AnalitikaUA.net. На 17 октября был запланирован плановый мониторинг миссии ОБСЕ линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана на южном, Гадрутском направлении, в котором приняли участие личный представитель Действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспшик и его полевые помощники. После получения от командиров обеих сторон гарантий безопасности обе команды ОБСЕ прибыли в пункты наблюдения.
ОДНАКО МОНИТОРИНГ БЫЛ ПРИОСТАНОВЛЕН ИЗ-ЗА ВЫСТРЕЛОВ ИЗ АВТОМАТИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ, произведенных с азербайджанской стороны по позициям Армии обороны НКР. Как сообщила пресс-служба МИД Нагорного Карабаха, выстрелы были зафиксированы группами наблюдения с обеих сторон, после чего Анджей Каспшик, возглавлявший миссию наблюдения с азербайджанской стороны, принял решение прекратить мониторинг в целях безопасности.
Представитель Минобороны НКР Сенор Асратян выразил надежду, что хотя бы этот инцидент заставит международное сообщество называть вещи своими именами, а не ставить знак равенства между действиями сторон, тем более что выстрелы в направлении позиций Армии обороны НКР шли оттуда, откуда осуществлял мониторинг сам Каспшик.
Однако надеждам Сенора Асратяна не суждено было сбыться. Несмотря на очевидность произошедшего, официальный Баку заявил, что мониторинг был сорван из-за «провокации» с армянской стороны. Согласно заявлению Минобороны Азербайджана, перед началом мониторинга, дескать, вооруженные армянские подразделения нарушили режим прекращения огня.
Этого голословного утверждения оказалось достаточно, чтобы сопредседатели МГ ОБСЕ в очередной раз поставили пресловутый знак равенства. В соответствующем заявлении сопредседателей и Анджея Каспшика отмечается, что выяснить, откуда были произведены выстрелы, «оказалось невозможным». Сопредседатели Минской группы ОБСЕ также заявили, что подобные исключительные инциденты, вызывающие сожаление, нарушают работу личного представителя и его команды, а также достигнутое в 1994 году соглашение о режиме прекращения огня, и призвали официальные лица расследовать этот инцидент.
При этом сопредседатели, по-видимому, подзабыли, что в свое время именно Азербайджан отказался от предложения посредников выработать действенные механизмы расследования подобных инцидентов. Не приходится сомневаться, что и на этот раз никакого расследования произведено не будет, не говоря уже о том, чтобы в дальнейшем опубликовать результаты этого расследования.
Складывается парадоксальная ситуация. Мониторинги на азербайджанско-карабахской границе по идее должны служить делу укрепления режима прекращения огня. Но когда этот режим нарушается непосредственно во время мониторинга, представители ОБСЕ не только оказываются бессильными что-либо предпринять, но увиливают даже от однозначной оценки подобных инцидентов. Рубен МАРГАРЯН, «Голос Армении»