Наука

Джеймс Багян – человек с Земли

Джеймс БагянAnalitikaUA.net. 28 января 1986 года вся Америка с замиранием сердца прильнула к экранам телевизоров, чтобы в прямом эфире увидеть, как улетает в космос очередной шаттл – «Челленджер». Но спустя всего 73 секунды после старта произошел взрыв, и горящие обломки корабля упали в Атлантический океан. Все семь членов экипажа погибли. На борту «Челленджера» в тот день мог оказаться и Джеймс Филипп Багян, но за несколько месяцев до старта в составе команды произошли изменения. Врачу и инженеру из Филадельфии все же было суждено стать первым и пока единственным армянином, полетевшим в космос, правда, произошло это только в 1989-м. Впрочем, успеха Джеймс Багян добился не только в космосе.

– Доктор Багян, вы начали свою карьеру в НАСА в 1980 году. А до этого представляли, что когда-нибудь полетите в космос?

– Любовь к полетам у меня от отца. Он был летчиком-истребителем во время Второй мировой войны. У него на счету 120 боевых вылетов, орден «Серебряная звезда» – третья высшая медаль за отвагу в США, Крест Военно-воздушных сил, медаль военнослужащего и множество других наград. Ему, кстати, сейчас за 90, но он все еще в отличной форме, почти каждую неделю играет в теннис.

– А вы решили в прямом смысле подняться выше.

– Ну да, мои детские мечты витали куда выше грозного истребителя отца. Когда мне было восемь, я состоял в клубе скаутов. У нас был общий альбом для газетных вырезок, в который мы вклеивали статьи на интересующие нас темы. Для меня на первом месте была авиация. Но однажды я выбрал статью о космической программе НАСА. Тогда американских астронавтов в космосе пока не было, и мне подумалось, что полеты в космос — это именно то, чем стоит заняться.

– И, тем не менее, вы стали врачом…

– Сказался практицизм – в 12 лет мечту о космической одиссее я счел несбыточной. Но позже, уже учась в медицинском училище, случайно узнал, что в НАСА набирают астронавтов для миссий на борту шаттлов. Почему бы и нет? Я заполнил анкету, выслал, а через некоторое время меня пригласили на интервью и приняли на работу в качестве астронавта-исследователя. Тут, наверное, стоит сказать, что к тому моменту у меня уже были степень бакалавра по механике и опыт работы в летно-испытательном центре ВМС, где я проектировал кресла-катапульты. А еще я успел попилотировать реактивные самолеты – моя страсть к полетам не могла остаться только в мечтах. Думаю, все это было учтено и сыграло мне на руку.

– Фактически вам было легче, чем другим кандидатам?

– Не знаю, каково было другим, но, например, опыт интенсивных тренировок на прежних местах работы помог мне легко преодолевать физические нагрузки, без чего астронавтам в космосе делать просто нечего. Интервью Ани Назаретян, фото Тигран Товмасян YerevanMagazine.com