Політика

Александр Скаков: Единственное, что может реально получить Армения – упрощение визового режима с ЕС

eu-armeniaAnalitikaUA.net. В настоящее время основная угроза успешному проведению Олимпиады в Сочи исходит с другой стороны Большого Кавказа, из региона карабахского противостояния. Об этом на конференции «Геополитика Кавказа» в Париже заявил кандидат исторических наук, сотрудник Института востоковедения РАН Александр Скаков. По его словам, нагорно-карабахский конфликт неизбежно дестабилизирует ситуацию и в смежных регионах Грузии и Северного Кавказа, что повлияет на безопасность проведения и общий морально-психологический климат Олимпиады-2014.

«Очевидно, что переход конфликта в «горячую фазу» поставит крест на миротворческой деятельности Минской группы ОБСЕ, продемонстрировав ее полную несостоятельность. Кто тогда придет в регион с миротворческой миссией, под каким флагом будет идти эта миссия, кто возьмет на себя ответственность за будущее Кавказа? Пока что желающих не видно. В потенциале это могли бы быть ОДКБ, ЕС или НАТО. Аморфность ОДКБ, не имеющего четкого целеполагания, затрудняет определение потенциала этой организации. Об опасности поспешного внедрения в регион НАТО было уже сказано. Остается ЕС, в частности, широко разрекламированный проект «Восточного партнерства», подающий, по мнению некоторой части политической элиты Южного Кавказа, признаки жизни и питающий определенные надежды.

Проект «Восточного партнерства», запущенный на саммите в Праге 7 мая 2009 г., вылился в форму «Зоны свободной торговли с ЕС» (ЗСТ) и ассоциированного членства в Евросоюзе нескольких европейских и южнокавказских стран постсоветского пространства. Обещано, что соответствующие соглашения будут подписаны на саммите ЕС в Вильнюсе в ноябре 2013 г. И это при том, что еще в 2009 г. официальные представители Еврокомиссии уверяли, что использовать понятие «ассоциированное членство» просто неуместно, потому что у ЕС есть только члены, страны — кандидаты и страны – потенциальные кандидаты. Сомнительно, что подход Евросоюза в этих вопросах претерпел кардинальные изменения. Скорее всего, мы здесь имеем дело с политическими играми и с имитациями интеграционных процессов», — отметил он.

Скаков считает, что из участников «Восточного партнерства» «за бортом» нового проекта пока что остаются Белоруссия (по понятным причинам) и Азербайджан (не стремящийся терять свою самостоятельность и связывать себе руки какими-либо обязательствами). В Азербайджане, кроме того, еще есть надежды на приближение к Европе посредством Турции, используя влияние и потенциал Анкары. Это иллюзия, так как Турция сейчас уже явно не является (если когда-то и являлась) для Южного Кавказа «окном в Европу» или двигателем европейской интеграции. Похоже, ЕС надолго утратил свой интерес к Турции.

«В интеграционной инициативе «Восточного партнерства» именно Армения, Грузия и Молдова стали своего рода локомотивами, возлагая, видимо, определенные надежды на Евросоюз и будущее вступление в его ряды. Надеясь на ассоциированное членство в ЕС, в Кишиневе, Ереване и Тбилиси расценивают его как ступень к действительному членству в Евросоюзе, которое, как кому-то кажется, не за горами. Европейские чиновники различных уровней на всевозможных площадках прямо говорят, что «ни одна из стран Южного Кавказа не имеет перспективы членства в ЕС». Парадоксально, но это не мешает выступающим вслед представителям стран Южного Кавказа всерьез рассуждать о перспективах такого членства. Можно вспомнить и о том, что в конце 2011 г. Украина настаивала на указании в тексте соглашения об ассоциированном членстве перспективы получения полноценного членства. И получила, конечно, отказ. Аналогичные безуспешные попытки предпринимает и Грузия. На самом деле, идеология «Восточного партнерства» и «Зоны свободной торговли с ЕС» является идеологией создания сферы влияния, когда входящие в эту сферу государства, лишаясь части своего суверенитета, не получают при этом осязаемых дивидендов и не включаются в систему двусторонних обязательств. Предполагаемый механизм политического взаимодействия между ЕС и его «ассоциированными членами» будет лишен юридически обязывающих документов. Лишних финансовых средств для стимулирования реформ в странах «Восточного партнерства» у Евросоюза, разъедаемого экономическим кризисом (вчера страны PIIGS, сегодня Кипр, кто завтра?), явно нет. Единственное, что может реального получить та же Армения – это соглашение об упрощении визового режима с ЕС», — подчеркнул российский эксперт.

Зона свободной торговли могла бы быть хорошей приманкой, но для этого надо выпускать конкурентоспособные на европейском рынке товары. Зато Евросоюз получит гарантию от возможного расширения и усиления Евразийского союза, в очередной раз обыграв на постсоветском пространстве Россию и сузив ее сферу влияния. При этом, по сути, речь идет о явном ограничении суверенитета стран, ставших «ассоциированными членами». Для Брюсселя самым рациональным вариантом было бы связать страны – «ассоциированные члены» подписанными ими соглашениями, а потом максимально затянуть процесс ратификации этих соглашений в европейских столицах. В ожидании тех «лучших времен», когда Евросоюз восстановит свою финансовую мощь и авторитет, заметил Александр Скаков.

Источник: PanArmenian