Політика

Раскол армейской и политической элит: эксперт – о путях разрешения политического кризиса в Армении

Решение политического кризиса в Армении не в парламентских выборах, а последовательной работе над строительством страны, сказал в пятницу на онлайн-обсуждении директора Института Кавказа, политолог Александр Искандарян.

25 февраля Генштаб ВС Армении потребовал отставки правительства и премьер-министра Никола Пашиняна, обвинив его в неумении принимать адекватные решения в данной кризисной и критической для армянского народа ситуации. В тот же день Пашинян заявил, что принял решение освободить от должности главу Генштаба Оника Гаспаряна. В Ереване прошли митинги сторонников и противников Пашиняна. Оппозиция перекрыла проспект Баграмяна, где находится здание парламента Армении, и объявила о бессрочных круглосуточных акциях протеста, которые будут продолжаться до отставки Пашиняна.

Раскол элит

Как отмечает политолог, сложившееся в Армении явление можно назвать выходом на поверхность раскола элит.

“Между армейскими элитами и политическими конфликт существует давно, с самого начала революции, и уже точно во время и после войны он принял еще более радикальный характер. В силу специфики военной корпорации этот конфликт элит не вырывался в медийное поле, дискурсивное поле, но это было очевидно”, – сказал Искандарян.

Он отметил, что иногда какие-то люди увольнялись из Вооруженных сил, какие-то лишались должностей, какие-то уходили в оппозицию, формально или неформально выступали против властей, каких-то людей награждали должностями.

Но, по его словам, после того как случился триггер (не причина, а повод) в виде двух интервью – бывшего президента Сержа Саргсяна, которое было посвящено изложению этой картины, в которой в неудачах войны виновата исключительно власть и ответное интервью Никола Пашиняна, в котором он употребил “некоторые невыверенные выражения”.

“То, что генеральский корпус, мягко говоря, специфически относится к политической власти – понятно, но вышло на поверхность и в результате митингов показало еще раз то, что мы находимся в достаточно серьезном политическом кризисе”, – сказал Искандарян.

Гетерогенные политсилы

Политолог отметил, что наблюдения за прошедшими накануне митингами обеих полюсов очень ясно показывают существущий факт – есть какая-то часть общества, которая поддерживает и будет поддерживать Пашиняна и его правительство независимо ни от чего.

По его словам, есть также какая-то часть общества, которая отторгает политическую элиту вне зависимости ни от чего.

“А между ними существуют широкие народные массы, которые относятся к этому как к какой-то элитной борьбе – вы там, ребята, деретесь за какие-то кресла, а мы выживаем. Это возвращение к ситуации 2016-2017 гг. – поздним республиканцам – слабая, гетерогенная, не единая власть и слабая, гетерогенная, не единая оппозиция – добро пожаловать обратно”, – сказал Искандарян.

В общем, по его словам, все это более или менее закономерно, но несколько карикатурно, иногда водевильно, но показывает ситуацию, в которой страна оказалась после окончания войны.

Как решить? Строить страну!

Как считает политолог, в сложившейся ситуации совершенно очевидно нужно работать, институционализировать, централизовать управление, перестать обращать внимание на лояльность и компетентность, нужно формировать парламентскую систему, институционализировать политические партии. По его словам, важно создавать сетки для проникновения людей в политику, начинать заниматься по серьезному менеджментом, попросту говоря – собирать страну.

“Каждый драм, машину, “Калашников”, каждого человека нужно мобилизовать – дипломатию, людей, которые готовы работать в офицерском корпусе, определять приоритеты, заниматься анализированием того, что происходит. Надо страну строить и приобретать субъектность, ту самую, которая у нас в огромной степени потеряна. Но это решение чисто теоретическое”, – сказал Искандарян.

Продолжение противостояния

Говоря об ожидаемых реалиях, политолог отметил, что в любом случае – даже если предположить, что власть выстоит – она каких-то офицеров или генералов купит, каким-то предложит должности, уволит, заменит прапорщиками, но это будет более слабая структура, сохранятся противоречия между армейской и политической частью элиты, разногласия в различных частях государственного аппарата.

“Речь ведь не о том, чтобы договориться с армией – эта задача техническая. Даже если предположить, что это удалось, проблема остается – проблема слабой институционализированности и развала систем управления в стране”, – сказал Искандарян.

При этом, по его словам, если будет по другому и к власти придут другие люди, то вряд ли они будут представлять из себя очень сильную мощную, консолидированную власть, как минимум первые месяцы или годы.

По его словам, произошедшее в последние годы в значительной степени деинституционализировало не только армию – это только один из показателей глобальной проблемы. “Представить, что отдельно можно с армией договориться, а остальное оставить как есть – невозможно, это проблема государственного строительства”, – считает экспрет.

“Что будет? Будет, судя по всему, противостояние, продолжатся митинговая и оппозиционная активность, власти со своей стороны идут на переговоры по поводу внеочередных выборов, в том числе для того, чтобы просчитать, как их реализовать для сохранения власти. Соответственно, складывается такой политический тупик и выхода из него за ближайшие недели я не вижу”, – сказал Искандарян.

Выборы – не решение

Как считает политолог, выборами ничего нельзя изменить, для того, чтобы они могли изменить ситуацию, должны быть хотя бы политические партии, которых в стране нет, а те структуры, которые есть, таковыми не являются.

“Внеочередные выборы прошли у нас буквально 2 года назад и народ выбрал в парламент список из людей, практически никого из которых народ не знал. Если бы список поменялся на 100%, то точно таким же процентом был избран парламент с другими людьми и до сих пор этот парламент самый неизвестный за всю историю Армении. В стране без политических партий существует парламентская система управления, но так не бывает, она должна стоять на фундаменте развитых политических партий. Предлагать выходы из ситуации в виде увольнения всего генеральского состава – не выход”, – сказал Искандарян.

По его словам, чтобы поднимать страну, надо ее строить, а выборы, ведущие к изменениям, могут быть результатом, а не причиной этого строительства и очень много надо делать.

“Институционализация, больший социальный запрос на компетентность, не честность или жесткость, а принцип – кого угодно, только не этого. У нас было “отвергни Сержа”, теперь Никола, у нас оппозиция объединена только и исключительно по негативному признаку, а не против Никола”, – сказал Искандарян.

По его мнению, на честных выборах с гигантской вероятностью победит Пашинян, поскольку Серж Саргсян оставил ему “блестящую Конституцию и Избирательный кодекс”.

“Строить надо, а не думать, что может быть что-то, после чего пойдем вперед. А мы опять там же – нелегитимная власть, слабая оппозиция, разрозненная политическая структура, страна превратилась в суперпремьерскую, поскольку просто изменив антураж ничего не получится, нужно страну строить, а это долго и трудно, а для этого нужны не выборы, поскольку власти захотят религитимизироваться, а не получится, поскольку бюрократическая легитимность будет, а социальной нет, она будет уменьшаться”, – сказал Искандарян.

По его словам, впереди экономический кризис, проблема Арцаха никуда не делась, как и проблема беженцев и прочее.

“Все будет оставаться и будет влиять, поэтому не все так просто, невозможно просто что-то сделать выборами, а предстоит тяжелая, серьезная работа на долгие годы”, – резюмировал Искандарян.