ВажливеПолітика

Политолог представил ситуацию с безопасностью Карабаха

В Арцахе на сегодня физическая безопасность обеспечивается, сказал на пресс-конференции директор Института Кавказа, политолог Александр Искандарян.

“Другое дело, что люди боятся и не понимают, надолго ли это, каким будет их будущее. Люди – не политологи, они читают соцсети и приходят в ужас, они читают бесконечные бредовые заявления (президента Азербайджана Ильхама – ред.) Алиева и приходят в ужас, они смотрят на то, что происходит в Армении и от этого приходят в ужас. Такое ощущение, что ситуация еще не уладилась. До того они понимали риски, а сейчас люди не понимают, что происходит”, – сказал Искандарян.

По его словам, в целом, ситуацию вокруг Арцаха можно охарактеризовать термином “аномия” – старый порядок уже умер, а новый еще не родился.

Он отметил, что после войны обычно бывает какой-нибудь договор, в частности, после Второй мировой войны была Ялта – Потсдам, после первой – Версаль, после Наполеоновских войн был Венский конгресс.

“А тут война случилась, а Венского конгресса не было. Соглашение от 9-го ноября – это не о мире, а о прекращении огня. Соглашения о мире не было, каким образом будет функционировать регион, какой статус будет, какие гарантии безопасности, как это все будет работать, это все еще не утверждено, не обсуждено. Этот процесс проходит сейчас в очень многих аспектах”, – сказал Искандарян.

По его словам, есть вопросы физическо-географических границ, будет ли Минский процесс, остается коммуникационная составляющая, какой статус будет у Арцаха, как будет происходить взаимодействие с Азербайджаном.

“Это все сейчас происходит и будет длиться, я думаю, еще достаточно долгое время, минимум полгода-год, а может еще дольше. То есть, будет определяться в каком месте процесса мы находимся. Что получится – посмотрим, но лучше не будет, чем было, потому что все-таки армянские государства, которые имеют границу в Джебраиле (Азербайджан – ред.) и которые имеют границу в Капане, это совсем разные вещи, это совсем другая размерность, но надеюсь, что рано или поздно будет формироваться какой-то порядок”, – сказал Искандарян.

По его словам, для того, чтобы вопрос был решен, нужна субъектность государств, чтобы и Армения и Карабах, условно говоря, строили институции, управление, занимались менеджментом, решали те вопросы, которые не были решены – от армии до политических партий, от экономики до СМИ.

“Это на самом деле очень серьезная задача, которая пока нельзя сказать, что хорошо решается, что, впрочем, естественно. Была война, послевоенный шок пока начинает проходить, но ситуация по-прежнему тяжелая, впереди экономический кризис, не очень хорошо с управлением, довольно турбулентная внутренняя ситуация. Никто не обещал, что будет легко”, – сказал Искандарян.

Он отметил, что 30 лет – много для человеческой жизни и очень мало для строительства государства.

“Государство можно провозгласить за один день, а для того, чтобы его построить, надо много времени и никто не говорил, что это будет легко”, – сказал Искандарян.