Наука

Украинский религиовед обратилась к теме армян-протестантов в Стамбуле

Украинская исследовательница Ирина Каплан обратились к теме армян-протестантов в Стамбуле, о своих открытиях, как передает AnalitikaUA.net, религиовед, представительница Мастерской академического религиоведения написала на страницах своего блога.

Ниже представляем текст автора полностью:

Однажды в поиске достопримечательностей, я начала гуглить все существующие и существовавшие церкви Стамбула и пытаться прогуляться по ним. Не помню, чтобы я сделала какие-то важные архитектурные открытия таким образом, но кое-какие интересные наблюдения собрала. Например, помимо протестантских миссий при разных консульствах, в городе существует армянский протестантский приход. Церковь оказалась большой и даже гостеприимной, что для тамошних армянских церквей редкость. Там, как и положено в любой протестантской церкви, раздают переводы Нового Завета и другую литературу. По двору бегают дети, а местные приглашают зайти посмотреть и пообщаться.

Я призадумалась откуда и когда взялись в Стамбуле армяне-протестанты. И довольно скоро в одной стамбульской библиотеке я наткнулась на монографию авторства Хами Инан Гюмюш об американских миссионерах в Османской империи (1820-1898). Я сделала для себя конспект и решила, что стоит выложить его в общий доступ.

Итак, эта история началась в Америке, в 20-х годах 19 века. Когда-то давным-давно, когда Америка кишела фундаменталистами и радикалами и белые мужчины считали себя венцом творения, а всех, кто отличался от них, пытались всячески образовать или хотя бы обратить в свою веру, вот тогда и началась эта история.

В 1810 году, в Массачусетсе, Вильям колледже, который, как и все колледжи тогда, был, протестантским, несколько юных и рьяных христиан постановили, что пора нести свет протестантизма на Восток, на тот который поближе, а потом и дальше вдоль меридиан и параллелей по всему земному шару. Относились эти юноши к движению Новой Теологии (New Divinity), которая возникла в результате так называемого Великого пробуждения – обновленческого движения в церквях, развивавших идеи Кальвина. Миссионерство стало одним из трендов обновленной теологии.

Итак, в 1810 году студенты колледжа подняли вопрос об активной миссионерской позиции, и в том же году была основана организация American Board of Commissioners for Foreign Missions. Эта организация стала самой большой и влиятельной среди американских миссионеров из пресвитерианских, конгрегационалистских и немецких реформированных церквей (то есть оооочень большая и серьезная организация).

Миссия на Ближний Восток и в частности, в Османскую Империю, была миссией на «библейские земли». Логика простая и в некотором смысле изящная: Откровение было дано в определенной географической плоскости, к сожалению, эта плоскость не смогла удержать себя в рамках того самого Откровения и скатилось то ли обратно к иудаизму, то ли в ислам. А значит надо всех заблудших вернуть в христианство. Да, амбициозно, как и положено молодым религиям.

American Board of Commissioners for Foreign Missions в конце концов расползлась по всему миру, основала свои миссии в самых укромных уголках Земли, а ее миссионеры написали уйму интересных книжек. Но я понаблюдаю только за теми, кто приехал в Османскую империю и остановился в Стамбуле.

Итак, в 1820 году первые миссионеры прибыли в Измир. Они начали учить местные языки и изучать обычаи. В течение десятилетия они расползались по всей Османской империи (в основном в сторону Сирии и Ливана) в поисках своей аудитории. Но с первых же лет миссии было ясно, что ни евреи, ни мусульмане не были заинтересованы в смене религии. Автор монографии пишет на счет мусульман:

«Muslims seemed to be quite satisfied with their religion and the privileges that came with it».

В целом в Османской империи было 4 миссионерских направления:
Сирия, центр Бейрут, язык арабский
Центральная Турция, центр Антеп, язык турецкий
Восточная Турция, центр Харпут, язык армянский
Восточная Турция (включая Трабзон), языки греческий, армянский, турецкий и болгарский.

Целевыми группами были евреи, греки, турки, сирийцы и армяне. Но ко второй половине 19 века все направления, кроме армянского, исчерпали себя. Так к 1860-м миссия полностью сконцентрировалась на армянском направлении.

В 1829 году были посланы первые два миссионера в Стамбул, и к 1831 году там дело начало двигаться благодаря интересам влиятельных торговцев. Я знаю, вы можете спросить, зачем бы важным армянским людям в Стамбуле продвигать протестантизм? И тут все как по учебнику: миссионеры начинают с образования, строят школы и лицеи, в том числе для девочек. Ну а население с более высоким уровнем грамотности начинает занимать более выгодное положение, особенно в том случае, если живут эти люди в среде, где остальные в школах учат Коран наизусть (здорово эта ситуация описана в книжке «Бескрылые птицы» Луи де Берньера). То есть христиане и так немного круче, потому что в школе их учат писать и считать, а тут не просто писать-считать, но еще и в духе последних западных тенденций! Что тут думать, надо брать. Ну вот армяне, как продвинутые торговцы и взяли. Так что уже в 1834 году в Бебеке была открыта первая школа, но первые обращенные были за год до открытия школы. Из Стамбула миссии начали разворачиваться в сторону Бурсы, Трабзона, Измита и даже Антепа (тогда он не был Газиантепом, и имел преимущественно армянское население).
1840-1850 годы американские миссионеры назвали армянской реформацией. В близлежащих от Стамбула городах открывались новые миссии, влияние протестантов росло, они делали свои переводы Библии и активно привлекали новых людей. Так что вскоре патриарх Армянской Апостольской Церкви начал преследования.

Больше фото смотрите на блоге автора

Читайте также: Армянское гостеприимство — Ирина Каплан