Політика

Окончательное решение принимает народ – Бадасян пророчит два референдума в Армении

В Армении будут проведены два референдума и оба относятся к конституционной реформе. Об этом в интервью EADaily заявил министр юстиции Армении Рустам Бадасян.

Армения снова оказалась на пороге конституционной реформы. Спустя пять лет после принятия (на референдуме в декабре 2015 г.) очередных поправок в Основной закон, новое руководство республики, пришедшее к власти после «бархатной революции» 2018 года, инициировало конституционные изменения. На сей раз ожидаются два конституционных референдума. На одно из всенародных голосований будет вынесена «мини-поправка», по сути, представляющая собой распоряжение исполнительной власти об увольнении большинства членов Конституционного суда (КС) страны, включая его председателя Грайра Товмасяна.

Этот референдум состоится уже в ближайшее время – 5 апреля. Параллельно идёт второй процесс, предполагающий внесение более масштабных поправок в Конституцию. Сформирована экспертная комиссия, которая до конца этого года должна разработать и представить новые поправки, касающиеся различных сфер общественно-политической, социальной и правовой жизни страны.

«Да, мы имеем дело с двумя процессами, но их не нужно сравнивать или путать. В стратегии судебно-правовых реформ мы четко отметили основные вопросы, которые будем затрагивать в рамках конституционной реформы. Экспертная комиссия по конституционной реформе уже сформирована. На этой неделе состоится её первое заседание. В данном случае речь идет о более масштабной реформе, что потребует много времени.

Есть и второй процесс. Он очень актуален в связи с существующим общественным запросом на решение кризиса вокруг Конституционного суда. Необходимо было как можно скорее решить проблему, и за неё взялся парламент. Думаю, законодательный орган, с учётом также общественного запроса, поступил верно, инициировав конституционную поправку», – пояснил Бадасян.

Министр коснулся вопроса о том, почему власти решили именно сейчас, в отдельном режиме, решить именно вопрос, касающийся Конституционного суда. «Нельзя ли было подождать, скажем, год и решить его одним пакетом, в рамках более масштабной реформы, что сейчас готовится?», – спросил журналист, на что Бадасян ответил: «Во-первых, для масштабной конституционной реформы необходимо полтора — два года. Это длительный срок, а от быстрого разрешения кризиса вокруг Конституционного суда выиграют все государственные органы, в том числе сам КС. Да, пролонгация кризиса могла бы оставить негативное воздействие также на реформы. Политизированный КС может создать существенные проблемы. Доверие общества к КС находится на очень низком уровне. В связи с этим будет очень сложно понять, было ли решение КС верным по тому или иному вопросу, содержали ли те или иные реформы, законопроекты положения, на самом деле противоречащие Конституции».

Министр также затруднился ответить на вопрос – почему председатель КС Грайр Товмасян не отказывается добровольно покинуть свой пост.

«Мне трудно ответить на этот вопрос. Думаю, он должен сам дать разъяснения по поводу того, почему не желает покинуть свой пост. Что касается его заявлений о каких-то «баррикадах», «защите своей траншеи» — всё для меня непонятно. О каких окопах, о защите каких национальных ценностей он говорит? От кого он их защищает? Странные аргументы. В целом — странные группы консолидируются вокруг нынешнего состава КС. Думаю, когда не остаётся больше аргументов, люди просто начинают делать громогласные заявления», – отметил он.

Критики фактически бойкотировали ожидающийся 5 апреля референдум. Однако Бадасян не думает, что референдум провалится и не получится набрать необходимое количество голосов «за».

«Не стоить делать апокалиптические прогнозы. Нет такой необходимости. Мы имеем дело с решением кризиса вокруг Конституционного суда. Мне трудно представить указанный вами сценарий. Но если даже чисто теоретически представить такую ситуацию, то это будет означать, что вопрос Конституционного суда столь важен для нашего общества», – сказал министр, отвечая на вопрос о том, при провале референдума будут ли инициированы досрочные парламентские выборы?

«Повторю, мне трудно представить указанный вами сценарий. И здесь не может быть речи о вотуме недоверия к власти. Не стоит переоценивать важность этого вопроса.

Хочу отметить, что развитие культуры голосования, культуры выборов очень важно. В настоящее время мы наблюдаем следующую полемику. С одной стороны отмечается, что с каждой новой властью нельзя менять судебную систему, что верно. С другой — приводится контраргумент, что-то же близко к правде. Он заключается в следующем: после длительного периода кризисов, псевдодемократии или автократии, новые власти должны обратить свой взор на судебную систему и провести там глубинные реформы.

Оба тезиса верны. Однако судебная власть — чувствительная область. Таким образом, создается хороший прецедент. То есть, есть необходимость проведения изменений в судебной системе. И это делает ни политическая власть, ни политическое большинство в парламенте, ни правительство. Окончательное решение принимает народ, который является носителем высшей власти», – заключил он.

Источник: Verelq
Подписывайтесь на наши соцсети: YouTube | Facebook | YouTube

AnalitikaUA.net