Політика

Глава МИД Армении рассказал о шагах по предупреждению геноцида

Предотвращение геноцида – один из важнейших вопросов внешнеполитической повестки Армении, который она продвигает вперед на международной арене. Об этом министр иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян заявил в интервью Общественному телевидению.

Как отметил министр, процесс предупреждения геноцида начинается с национального уровня, но международное сотрудничество чрезвычайно важно. В течение лет в Армении создавалась площадка для международного сотрудничества – глобальный форум, посвященный теме предупреждения геноцида. В этом году власти Армении планируют провести четвертый форум, который состоится в декабре.

Помимо этого, по словам Мнацаканяна, Армения – член Совета по правам человека, и мы планируем вновь принять отредактированную резолюцию в Совете. Этот процесс завершится в скором времени.

“Это преступление (геноцид – ред.), которое совершается не так часто, но его последствия настолько глубоки, что его предотвращение – чрезвычайно важный вопрос национальной и международной повестки. И у нас как у народа, пережившего геноцид, есть обязанность – продвигать вперед эту повестку и вносить свой вклад в дело предупреждения геноцида”, – подчеркнул министр в интервью, опубликованном на сайте МИД.

По словам Мнацаканяна, Армении уже свыше 20 лет ведет в этом направлении последовательную работу.

“В 1998 году наш покойный коллега Ашот Мелик-Шахназарян впервые инициировал в ООН принятие резолюции, посвященной конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Эта резолюция была принята к 50-летию конвенции, принятой 9 декабря 1948 года. С этого момента начинается работа армянской дипломатии по укреплению этого вопроса в международной повестке”, – напомнил глава МИД.

По его словам, подобные массовые преступления все еще совершаются, и начинаются они с ненависти, с нарушений прав человека, дискриминации, что в итоге приводит к осуществлению геноцида.

“Геноцид можно предупредить, на раннем этапе заметить те тенденции, которые (если их не пресечь) могут привести к преступлению. И в этом плане мы последовательно работаем с нашими многочисленными партнерами на международной арене, будь то государства, экспертные, академические круги, различные структуры. Все мы объединяем нашу работу, чтобы усилить наши возможности”, – пояснил министр.

Каждый год, 24 апреля Армения и армяне всего мира в очередной раз почтили память жертв Геноцида армян в Османской империи. Геноцид армян 1915 года является первым геноцидом ХХ века. Турция традиционно отвергает обвинения в массовом истреблении более полутора миллиона армян в годы Первой мировой войны и крайне болезненно реагирует на критику со стороны Запада в вопросе армянского геноцида.

При обсуждении геноцида армян на политическом уровне часто используется аргумент, что этот вопрос находится в компетенции историков, а не политиков. Подобная аргументация используется Турцией. Позиция армянской стороны сводится к тому, что у историков нет никаких сомнений в факте геноцида армян.

Убийства армян в Османской империи рассматривались несколькими международными организациями. В 1984 году «Постоянный трибунал народов» признал действия Османской империи геноцидом. К аналогичному выводу в 1997 году пришла Международная ассоциация исследователей геноцида. 8 июня 2000 года в газетах «The New York Times» и «The Jerusalem Post» было опубликовано заявление 126 исследователей Холокоста (в их числе Иегуда Бауэр, Израэль Чарни и Эли Визель), подтвердивших бесспорность факта геноцида армян в Первой мировой войне. В 2001 году была создана совместная турецко-армянская комиссия по примирению, которая в 2002 году, обратилась в «Международный центр по вопросам правосудия переходного периода» (МЦППП) для независимого заключения, являются ли события 1915 года геноцидом. В начале 2003 года МЦППП представил заключение, что события 1915 года подпадают под все определения геноцида и употребление этого термина полностью оправдано.

Израильский историк Яир Орон отмечает, что аргумент «история для историков» цинично используется в политических интересах, чтобы избежать обсуждения на политическом уровне.