Політика

Десятки уголовных дел и давление: руководители армянских СМИ рассказали о “достижениях” революции

Проблема свободы слова всегда находилась в повестке внутриполитической жизни Армении, однако в последние полтора года дискурс вокруг данной тематики постепенно набирает обороты, в особенности, в контексте заявлений властей о беспрецедентной свободе прессы.

На фоне нарастающего напряжения в медиасреде Союз журналистов Армении в понедельник под руководством главы Союза Сатик Сейранян провел панельные обсуждения на тему “Постреволюционные вызовы прессы. Ожидания и действия”.

Постреволюционные изменения

“Когда после революции на нас в соцсетях начались нападки, мы надеялись, что спустя какой-то промежуток все вернется в естественное русло и люди поймут, что оскорблениями, черным пиаром нельзя жить и управлять работой СМИ. Однако выяснилось, что мы были излишне оптимистичны”, – сказала главный редактор газеты “Грапарак” (Площадь) Армине Оганян.

Она выразила сомнение в часто озвучиваемом властями тезисе о том, что в постреволюционной Армении пресса свободна как никогда прежде.

“Что касается свободы выражения мнения, то мы имели эту возможность и в течение последних десяти лет. Последние десять лет не было никакой темы, публикации, личности, которая была бы неприкосновенна, и мы бы не имели возможности свободно выразить мнение. С этой точки зрения считаю, что в нашей жизни значительных изменений нет”, – сказала Оганян.

Что касается остальных аспектов работы, то главред указала на то, что ситуация намного усложнилась после 2018 года.

“Теперь у нас возникает больше трудностей с получением информации, поскольку сколько бы молодые власти не пришли к власти под лозунгами демократии, они не являются такими уж сторонниками прозрачности и используют все возможные методы, чтобы препятствовать нашей работе. Именно это причина того, что мы пользуемся информацией из своих источников”, – сказала она.

Оганян также отметила, что когда руководимое ею издание получает информацию и попадает необходимо лишь получить подтверждение из госорганов, чиновники “могут откровенно и бесстыдно соврать”. Она также сообщила, что в данный момент против газеты возбуждено 11 уголовных дел.

При этом главред отметила, что сейчас СМИ вынуждены конкурировать с социальными сетями, в частности с Facebook, из-за чего зачастую не остается времени не просто на проверку информацию, а на ее правильное написание.

“Есть небольшое подозрение, что это было сделано целенаправленно, усилиями властей: Facebook выдвигается на передний план, а СМИ отодвигаются на задний, чтобы они могли распространять желаемую агитацию, информацию, и мы не смогли ей противостоять”, – сказала главред.

В свою очередь редактор газеты “Жоговурд” (Народ) Кнарик Манукян сообщила, что со стороны правоохранительных органов оказывается давление на их издание с цель раскрытия источников информации. При этом она указала, что зачастую стражи правопорядка сами преступают закон в погоне за получением необходимой для них информации.

В частности, Манукян сообщила о том следственные органы постоянно вызывали журналистов на допрос и, более того, прослушали телефонные разговоры одного из работников издания и после допрашивали ее относительно того, кто из звонивших абонентов являлся информатором.

“Апелляционный суд подтвердил, что Специальная следственная служба допустила нарушение закона, “подняв” список лиц, звонивших журналисту”, – сказала Манукян.

Кроме того, редактор отметила, что в постреволюционный период в отношении газеты были различного рода нападки, однако до сих пор остается неизвестным – кто и с какой целью проникал в редакцию газеты.

“Правоохранительные органы уверяют, что сделали и делают все для раскрытия (дела – ред.). Но это лишь слова, поскольку нам нужен результат. Мы до сих пор не обладаем какой-либо информацией о том, кто и с какой целью проник в офис”, – заявила Манукян.

В свою очередь Сейранян напомнила о том, что после революции правоохранительные органы обращались к СМИ с требованием называть источники информации в материалах, написанных с официальных пресс-конференций.

Военное положение в ТВ

О трудностях работы в постреволюционный период сообщили не только печатные издания и информационные сайты, но и представители ТВ.

В частности, директор информационных и общественно-политических программ телекомпании “Еркир Медиа” Гегам Манукян отметил, что генераторами информации и новостей стали не журналисты, газеты и телевидение, а первые лица государства и их страницы в Facebook-е, которые легко поддаются последующей редакции.

Кроме того, он отметил, что телевидение остается единственным СМИ, которое действует в жестких законодательных рамках.

“Мы ограничены законами о радио и телевидении, рекламе, несем более строгую ответственность и вместе с этим, с позволения властей, в нарушение закона интернет-телевидение переместилось в плоскость кабельного телевидения. Бывают случаю, когда на 100% финансируемые из-за рубежа теле- и радиокомпании могут обходить законы”, – сказал Манукян.

В качестве примера он привел пример грядущий референдум 5-го апреля, на котором будет поднят вопрос изменений в Конституции, при освещении которого телевидение обязано придерживаться принципа нейтральности, объективности и сбалансированности, в то время как интернет-телевидение не несет подобной ответственности.

“Как коллега скажу – телевидение также находится в ужасном положении. Мы должны в каждый момент осознавать, что находимся в военном положении. Нас поглощают. У нас вместо “человека разумного” создается “механический гражданин”, который зачастую управляется государством”, – заявил он.

В свою очередь директор телекомпании директор “5-й канал” Арутюн Арутюнян сообщил о том, что они вынуждены были закрыть аналитическую программу, поскольку приглашенные эксперты – представители властей, депутаты от фракции ”
“Мой шаг” отказывались участвовать в шоу из-за последующих политических последствий. “Люди хотят приходить к нам, но им строго запрещено это делать”, – заявил он.

При этом Арутюнян указал на то, что ряд правозащитных общественных организаций отмалчиваются, а некоторые даже одобряют арест владельца телекомпании “из-за того, что канал распространяет негативные новости”.

Кроме того, он заявил, что властям удалось разделить СМИ на “черных” и “белых” и столкнуть их друг с другом.

Законодательные притеснения

В ходе дискуссии был обсужден и вопрос правого регулирования деятельности в СМИ, в частности, затронут предлагаемый законопроект о дополнениях в Уголовном кодексв, предлагающий ввести уголовную ответственность за распространение ложной информации.

В дискуссии принимал участие юрист Роберт Айрапетян, который отметил, что тем самым делается попытка проложить дорогу к применению механизма репрессий в отношении СМИ. Он также отметил, что в случае принятия данного законопроекта практически пропадут дела об оскорблениях, поскольку это долгий процесс, а при обвинении в распространении ложной информации есть возможность быстро применить санкции.

Источник: NewsArmenia
Подписывайтесь на наши соцсети: YouTube | Facebook | YouTube

AnalitikaUA.net