Політика

СМИ: Каким может быть следующий шаг после принятия резолюций в Конгресса

Собеседник Lragir.am – политолог Нарек Минасян.

– Господин Минасян, после признания обеими палатами Конгресса США Геноцида армян Белый дом заявил, что не изменил свою позицию по этому вопросу. Как вы расцениваете это заявление?

– Резолюцию 296 Палаты представителей США и резолюцию 150 Сената США о признании и осуждении Геноцида армян не следует ни переоценивать, ни недооценивать. Они не имеют юридической силы, но обладают политическим весом и ценностью, особенно, в контексте нынешних внутриполитических процессов в США. Примечательно, что инициаторами этих резолюций стали представители обеих партий – Республиканской и Демократической. Эти резолюции важны как подготовка почвы для принятия в дальнейшем акта, который имел бы юридическую силу.

Для принятия этих резолюций более 20 лет прилагали усилия как лоббистские организации, так и армянская дипломатия, но Белый дом под тем или иным предлогом блокировал принятие. Недавние геополитические развития, в частности, нарастающая эскалация в отношениях США и Турции, позволили сделать то, что не удавалось десятки лет.

– Почему после нескольких вето в Сенате резолюцию, все же, приняли? Почему это было сделано не при президентах, которые обещали признать геноцид, а при Трампе, который не давал армянам никаких посулов?

– Принятие резолюции в Сенате было относительно сложным, учитывая активные усилия турецкого лобби и официальной Анкары. На резолюцию трижды накладывали вето республиканские сенаторы, которые признавали, что их об этом просили в Белом доме. В хронологическом смысле эти вето совпадают с визитом Эрдогана в Вашингтон и турецко-американскими переговорами (по вопросам Сирии, закупок Турцией российских комплексов С400 и так далее). Но, как показало время, Трампу и Эрдогану не удалось прийти к взаимовыгодному согласию, в результате Белый дом утерял мотивацию вновь блокировать принятие резолюции о Геноциде армян в Сенате.

Отказ от блокирования и поддержка – разные вещи, но это также политически значимо.Изменение позиции Белого дома – задача более сложная, но не невозможная, если, конечно, турецко-американские противоречия не выровняются.

Примечательно также, что США вступили в предвыборную гонку, и претенденты в президенты в 2020 году уже заявляют о своей позиции по поводу Геноцида армян. Принятие обеими палатами Конгресса США резолюций может способствовать актуализации темы Геноцида армян в политической повестке США, мотивируя и других претендентов (в том числе Трампа) высказать свою позицию до выборов.

– Что должно последовать за принятием резолюций, какие предметные последствия они могут иметь?

– Резолюции не имеют юридической обязательной силы. Но их следует рассматривать как важную веху в процессе признания США Геноцида армян. Следующим шагом может стать подготовка и принятие новой резолюции, обладающей юридической силой (Joint Resolution), а для этого нужна последовательная работа как с Конгрессом, так и Белым домом.