FreeStyle

МВФ ожидает ускорение экономического роста в Армении по итогам 2019 года

Международный валютный фонд (МВФ) ожидает ускорение экономического роста в Армении по итогам 2019 года. Директор департамента Среднего Востока и Центральной Азии МВФ Джихад Азур рассказал в интервью руководителям армянских СМИ о том, какие ожидания Фонд связывает с Арменией, какие рекомендации и реформы планирует осуществить.

– В начале года были обозначены вызовы, стоящие перед правительством Армении (борьба с коррупцией и улучшение бизнес-среды, мобилизация сбора налоговых доходов, сохранение макроэкономической и финансовой стабильности в течение ближайших лет). Спустя полгода считаете ли вы, что в данном направлении предпринимаются необходимые шаги, и есть ли подвижки? Как вы их оцениваете?

– Правительство Армении дало хороший старт своим программам реформ. В целом, макроэкономическая политика в стране разумная, с осторожной налогово-бюджетной политикой на фоне разработки реформ в части налоговой политики и администрирования. Центральный банк Армении также продолжил свои усилия по обеспечению экономической и финансовой стабильности с помощью гибкой денежно-кредитной политики и укрепления системы надзора. Эта политика поддерживает экономический рост. В 2018 году рост экономики составил 5,2%, а в 2019 году может ожидаться даже небольшое ускорение роста.

Несмотря на хорошее начало, необходимо продолжать укреплять экономическую стабильность и делать рост более устойчивым и инклюзивным. В связи с этим продолжение реформ имеет решающее значение. Правительственная программа реформ надлежащим образом сосредоточена на борьбе с коррупцией, улучшении управления и деловой среды, а также сокращении бедности и безработицы.

В то же время очень важно обеспечение макроэкономической стабильности и сохранение показателя госдолга на уровне ниже 50% от ВВП, что считается залогом стабильной налогово-бюджетной политики. Вторым важным фактором является создание системы управления, которая, с одной стороны, предполагает борьбу с коррупцией, а с другой стороны – улучшение бизнес-среды.

– Власти Армении проводят также активную антикоррупционную стратегию. Как вы ее оцениваете, и какие шаги в данном направлении необходимо активизировать?

– Что касается борьбы с коррупцией, то разработка полноценной антикоррупционной стратегии, поддержанная созданием необходимых институтов, имеет важное значение для поддержки усилий правительства. Она позволит лучше использовать государственные ресурсы и средства, укрепит доверие между населением и государством, а улучшение бизнес-среды позволит как МСБ и крупным предпринимателям, так и местным и международным инвесторам увеличить свое вклад в развитие экономики.

Это предоставит возможность правительству сделать свою повестку общественных инвестиций более соответствующей и способствующей формированию более продуктивной экономики, чтобы стало возможным привлечь новые инвестиции, упростить, оцифровать и автоматизировать различные функции и сделки, а также завершить реформы управления, чтобы обеспечить стабильность и прогнозируемость для инвесторов.

Последнее, но не менее важное. Очень важно, чтобы в центре внимания оставались вопросы инклюзивности, которые позволят посредством дополнительных программ социальной защиты, нацеленных на наиболее уязвимые слои населения (для обеспечения преодоления бедности и создание дополнительных рабочих мест для женщин и молодежи), обеспечить более стабильный рост экономики и улучшить политику по преодолению бедности.

Содействие цифровизации будет способствовать борьбе с коррупцией и теневой экономикой. Для улучшения бизнес-среды официальные органы надлежащим образом рассматривают возможность подготовки ежегодного плана действий. А усовершенствование защиты экономической конкуренции является еще одним шагом вперед.

Кроме того, борьба с бедностью и безработицей важна для обеспечения более широкого роста. Власти должны активизировать свои усилия по пересмотру трудового законодательства, устранению несоответствия навыков и улучшению адресности социальной помощи. В связи с этим последним моментом, программа МВФ защищают бюджетные расходы на социальную помощь, устанавливая минимальный уровень в качестве ориентировочной цели.

– Каковы перспективы последующего развития, и есть ли новые угрозы экономике?

– Я хотел бы начать с перспектив. На данный момент мы находимся на стадии обновления документа “Экономические перспективы региона”, пересмотренный вариант которого будет представлен в октябре. Однако хотел бы отметить, что, как и другие регионы, регион Кавказа и Средней Азии также испытывает влияние международных тенденций, в том числе от торгового напряжения, которое передается через различных партнеров. В дополнение к этому влиянию, свое воздействие оказывает также экономическая напряженность в странах Персидского залива. Однако мы ожидаем, что в 2019 году экономический рост сохранит стабильность по отношению к 2018 году, что созвучно нашим последним апрельским прогнозам. Но показатель экономического роста в 4-4,5% недостаточен для стабильного решения проблем, которые имеются в регионе, в частности, инклюзивность, создание новых рабочих мест, предоставление необходимого социального обеспечения для населения.

– Как МВФ оценивает потенциал роста Армении? Что для этого нужно сделать? Готов ли Фонд оказать поддержку, в том числе финансовую, Армении? Рассматривает ли МВФ какой-либо новый пакет помощи Армении?

– Ожидается, что рост останется устойчивым в ближайшем будущем и вернется к более устойчивым темпам, составляющим около 4,5% в среднесрочной перспективе. Успешная реализация программы реформ, в том числе проведение структурных реформ, послужит стимулом для более высоких показателей роста. Весной Армения и МВФ достигли соглашения по 3-летней экономической программе с доступом, эквивалентным 140% квоты (около $250 млн.). Армения может воспользоваться финансированием в случае необходимости. Соглашение предоставляет Армении возможность страхования от внешних потрясений, так как власти реализуют свою экономическую программу, направленную на достижение более высокого, всеохватывающего и устойчивого роста. Мы с нетерпением ожидаем продолжения сотрудничества с властями Армении и готовы оказать финансовую и техническую помощь по мере необходимости.

– В рамках этого резервного соглашения $35,5 млн. должны были стать доступны стране незамедлительно, а оставшаяся сумма должна быть предоставлена на основании шести полугодовых оценок. Проведены ли уже первые исследования, и каковы оценки и заключения экспертов МВФ?

– Согласованная еще в феврале программа превентивного характера нацелена на содействие в реализации структурных реформ. На практике это означает, что программа не предусматривает конкретных финансовых средств и предполагает общий спектр содействия. Естественно, при необходимости, если будут шоки, то будут предоставлены и финансовые ресурсы. Мы стараемся доступными ресурсами обеспечить стабильное развитие и рост. С одной стороны, стараемся сохранить и обеспечить макроэкономическую стабильность, которая являлась целью и предыдущей программы, а с другой, – постепенно снизить уровень госдолга ниже 50% от ВВП, что является для нас программным показателем. В то же время планируется формирование определенной стабильности, которая позволит достичь прогресса в таких структурных вопросах, как, к примеру, инклюзивность и защита наиболее уязвимых слоев населения.

Одной из основ программы является содействие структурным реформам. Конечно, посредством данной программы делается попытка провести структурные реформы, которые включены в программу правительства. В их числе борьба с коррупцией, создание крепких механизмов управления, что позволит обеспечить более высокий экономический рост и в то же время инклюзивный рост, а также позволит воздействовать на те структурные препятствия, которые не способны обеспечить достаточный экономический рост, в частности, созданию необходимых рабочих мест для молодежи.

В связи с этим в программу включены конкретные специфические реформы, которые позволят решить эти проблемы. И, конечно, в их числе налоговые реформы и укрепление налогового администрирования, которые позволят не только сделать налоговую систему более продуктивной, но и обеспечить прогрессивный рост доходов. Также необходимо решить вопрос теневой экономики, реформировать и решить вопрос антикоррупционного органа, внедрить систему управления и налогообложения имущества. Это поможет создать более масштабную систему налогообложения и привести в налоговое поле все виды доходов. В то же время в числе целей программы указывается необходимость обеспечения налогово-бюджетного потенциала, который создаст возможность для обеспечения капитальных расходов, поможет улучшить рост в инклюзивном контексте и снизить бедность. Первая комплексная проверка в рамках программы будет проведена в сентябре-октябре, в согласованные сроки, после чего будут ясны результаты.

– Вскоре правительство представит новый бюджет на 2020 год. Как вы считаете, в какой мере правительство сможет включить в него увеличение капитальных и социальных расходов?

– В первую очередь, что касается капитальных расходов госбюджета, то в нем уже предусмотрен определенный целевой показатель, и его обеспечение в этом году является очень важным. Капитальные расходы недовыполнялись и в прошлом. Поэтому, прежде чем думать о расширении капитальных расходов, следует обеспечить их полноценное выполнение для социально-экономического влияния. А для этого необходимо, в первую очередь, улучшить систему госзакупок, что позволит привлечь дополнительные инвестиции, а потом и сохранить их. В этом вопросе очень важно сотрудничество государства с частным сектором. Вовлеченность частного сектора необходима вне зависимости от источника финансирования, причем как внутреннего источника, так и внешнего в виде различных международных структур и банков. Однако на данный момент есть вопрос их неполноценной реализации. Думаю, что необходимы правильные механизмы, которые позволят своевременно и полноценно расходовать предусмотренные средства. А лучшим способом для этого станет прозрачная реализация процесса госзакупок. Это поможет осуществить основные поставленные цели и стать дополнительным стимулом для развития сотрудничества государства и частного сектора.

– Торговая война США и Китая находится в самом разгаре, и ущерб от взаимных санкций получают не только эти страны. По оценкам МВФ, войны могут снизить уровень мирового ВВП на 0,5% к 2020 году, или примерно на $455 млрд. С учетом всех этих обстоятельств, разрабатывает ли МВФ пакет мер по смягчению последствий и восстановлению темпов роста мировой экономики?

– Очевидно, что торговые напряженные отношения между различными странами представляют собой угрозу для мировой экономики. Торговая напряженность никому не пойдет на пользу – все проигрывают в затяжной торговой войне. Торговые отношения процветают, когда есть определенность и предсказуемость. Таким образом, любое снижение торговой напряженности является хорошей новостью для мировой экономики. При этом влияние на различные регионы и экономики будет разным, поскольку они по-разному подвержены этим рискам в зависимости от того, насколько интегрированы в международную экономику и торговлю. Торговля является важным двигателем роста международной экономики, особенно в условиях нынешней развитой системы ценностей. Страны стали более взаимосвязаны, и даже если влияние на некоторые из них будет косвенным, есть риск, что они почувствуют это на себе через своих международных торговых партнеров.

МВФ, конечно, поощряет поиск согласованных решений проблем между странами и старается снять напряжение посредством сотрудничества и применения институциональных механизмов. В частности, МВФ на многостороннем уровне призывает все стороны искать решение, которое поддерживает более открытую, стабильную и прозрачную многостороннюю торговую систему, основанную на правилах. МВФ поддерживает призыв к ускоренной реформе ВТО, чтобы иметь систему торговли, соответствующую современному миру.

– МВФ в своих прогнозах указывает на необходимость обязательного развития финансового рынка, который в Армении пока недостаточно развит. Мы говорим о транспарентности на финансовом рынке, о сотрудничестве с правительством, но пока ничего в данной сфере не меняется, в том числе в институциональном плане. Нет ли опасений, что Армения создала мегарегулятор 15 лет назад в лице ЦБ, из-за того, что у нас была очень плохо развитая банковская система и сейчас из-за этого не может развивать рынок капитала, а страхование находится на очень низком уровне. Не считаете ли вы, что стоит провести институциональные изменения в данном секторе, чтобы рынок капитала начал развиваться?

– В Армении, как и во многих других странах, банковская система более развита, чем другие. Это нельзя назвать характерной особенностью только Армении. При этом в последнее время происходят определенные развития, которые нацелены на расширение финансового сектора, в частности, развитие накопительной пенсионной системы, внедрение института обязательного медицинского страхования, создание институциональных инвесторов, а также развитие небанковских финансовых институтов. С одной стороны, это помогает диверсифицировать источники финансирования, а также улучшить систему корпоративного управления и формирования институциональных инвесторов, способствует повышению прозрачности. В то же время реформы налоговой системы тоже способствуют развитию данной сферы. Также активные стартапы в технологической сфере помогают привлечь необходимые средства посредством частных валютных фондов, что и диверсифицирует финансовые инвестиции. Вместе с тем изменение в налогообложении на имущество, реформы в сфере госкадастра позволят развивать и продуктивно использовать активы недвижимости. Для этого потребуется время, так как в странах со средним уровнем развития это происходит медленней, чем в развитых странах. В любом случае, это позволит воспользоваться более широкими финансовыми возможностями и потенциалом.

– Вы наверняка знаете, что в Армении есть проблема Амулсара, это очень большая тема, по которой также высказался и премьер-министр Никол Пашинян. Насколько вся эта ситуация вокруг Амулсарского рудника и возможности его эксплуатации, протесты экологов, может сказаться на инвестиционной привлекательности Армении?

– Я не могу прокомментировать, поскольку не знаю подробностей ситуации, но, в целом, можно отметить, что необходимо наличие правильного институционального поля и правильных юридических комментариев, которые обеспечивают защиту для институциональных инвесторов. Вторым важным аспектом является стабильная экономика и наличие стабильных фундаментальных принципов макроэкономики. Третьим важным фактором является наличие действенной финансовой системы, которая позволит любому инвестору осуществлять вложения, совершать сделки и перечисления. Именно эти три важных аспекта обеспечивают выход инвестора на рынок. Именно по этой причине низкий уровень инфляции или нацеленная на стабильное сокращение госдолга фискальная политика, а также цели правительства по росту производительности, борьбе с коррупцией, реформы судебной системы, являются шагами в правильном направлении. Кроме того, налоговые реформы – это те шаги, которые помогут в улучшении бизнес-среды. Чем выше будет показатель Армении в рейтинге Всемирного банка Doing Business, тем больше это будет способствовать привлечению инвесторов в Армению.

Источник: Арка

AnalitikaUA.net