Політика

Эксперт об обострении обстановки на границе Грузия-Азербайджан: высока вероятность конфликта

монастырь

Политолог Сергей Маркедонов для телеграм-канала Bunin & Co прокомментировал обострение ситуации на грузинско-азербайджанской границе.

“В канун пасхальных торжеств на границе между Грузией и Азербайджаном произошло обострение обстановки. Азербайджанские пограничники в течение нескольких дней блокировали доступ для монахов и паломников на территорию известного монастырского комплекса Давид-Гареджи (19 пещерных монастырей)”, – написал Маркедонов.

Он отметил, что хотя по словам главы грузинского МИД Давида Залкалиани, после «переговоров на высоком уровне» проблема была урегулирована, скорее всего, к “пограничной” ситуации в контексте отношений между двумя закавказскими государствами, придется обращаться еще не раз.

“В постсоветский период политические элиты Азербайджана и Грузии рассматривают друг друга, как стратегических союзников. Особо подчеркивается, что после распада Советского Союза эти страны пострадали от сепаратистской угрозы, а возвращение “отторгнутых” территорий видится ими, как общая цель. Азербайджан и Грузия стояли у истоков ГУАМ (“Организации за демократию и экономическое развитие”)”, – написал Маркедонов.

Он напомнил, что они вовлечены в различные совместные транспортно-логистические и энергетические проекты с Турцией, которая также поддерживает грузинскую и азербайджанскую территориальную целостность. Однако полностью отождествлять интересы двух закавказских республик не следует.

“У них имеется общая граница протяженностью 446 километров, но до сих пор, через 28 лет после распада СССР третья ее часть не делимитирована. И хотя межправительственная комиссия работает с 1996 года, ее эффективность не высока”, – написал Маркедонов.

По его словам, более того, время от времени вокруг пограничного Давидо-Гареджийского монастырского комплекса происходят инциденты. В этом контексте можно вспомнить историю с размещением там азербайджанских пограничников в 2012 году. Давид-Гареджи имеет для новой Грузии не только историко-культурное, но и актуальное символическое значение. В 1980-х годах грузинские активисты проводили там митинги против артиллерийского полигона Советской армии, находившегося по соседству.

“В контексте же национальных травм, полученных в результате постсоветских этнополитических конфликтов представители и Баку, и Тбилиси не склонны к уступкам. Даже там, где дело касается отношений между стратегическими союзниками. По справедливому замечанию политолога Гии Нодия, политики двух стран “не горят желанием принимать непопулярные решения”, – написал Маркедонов.

Он считает, что любая уступка (даже обоснованная) вряд ли добавит популярности первым лицам и Грузии, и Азербайджана. В итоге существует хрупкий статус-кво, который периодически подвергается испытаниям.

“История комплекса Давид-Гареджи показывает, что в Кавказском регионе даже приверженность стратегической общности интересов не гарантирует от пограничных инцидентов и «заморозки» спорных проблем на неопределенный период с высокой степенью риска перерастания имеющихся противоречий в конфликт”, – написал Маркедонов.