Політика

Армении и Ирану выпала уникальная возможность, или Чего добился Пашинян в Тегеране

Пашинян и Роухани

Эксперты и политики активно обсуждают результаты визита премьер-министра Армении Никола Пашиняна в Иран. Звучат как скептические оценки итогов переговоров с указанием на отсутствие конкретных соглашений, так и надежды на формирование более широкого армяно-иранского союза, пишет на сайте Sputnik, Ашот Сафарян.

Реализация инициатив, озвученных в ходе переговоров Пашинян-Роухани в Тегеране, требует в первую очередь политической договоренности. Подобное мнение политолог Сергей Шакарянц высказал в интервью Sputnik Армения.

27-28 февраля делегация Армении во главе с премьер-министром Николом Пашиняном посетила с официальным визитом Тегеран по личному приглашению президента ИРИ Хасана Роухани.

“Чтобы делать далеко идущие выводы о визите Пашиняна в Иран, должна быть фактура. Фактура в данном случае – два подписанных меморандума о взаимопонимании. Других, более серьезных договоренностей, зафиксированных на бумаге, у нас нет. На этом фоне я не могу сказать, какие будут предприняты шаги по развитию сотрудничества в области энергетики или коммуникаций”, – отметил эксперт.

Шакарянц раскритиковал заявление Пашиняна (сделанное им после переговоров с иранским президентом) о том, что для армянской стороны важным фактором является цена на иранский газ. В переводе с дипломатического языка это означало, что армянская сторона добивается максимально низкой цены на иранский газ, что, конечно же, выглядит малопривлекательной идеей в глазах официального Тегерана.

“Нужно учесть, что свои интересы Иран отстаивает твердо и последовательно. И заинтересовать его, предлагая слишком низкие цены на газ, – не лучшая затея с нашей стороны”, – считает эксперт.

Но при этом, по мнению Шакарянца, нужно дождаться результатов работы на местах, между соответствующими звеньями двух стран. Как правило, основная работа проводится уже после визитов.

“Ирану не нужны какие-то обещания, золотые горы. Ему нужно, чтобы территория, по которой он будет экспортировать свой природный газ, контролировалась надежными силами и игроками. Считает ли Иран Армению такой территорией, сказать не могу. Я склоняюсь к мысли, что в Армении и, тем более, в Грузии у власти стоят не проиранские силы”, – заявил он.

Эксперт считает, что у Армении нет реального шанса получить какие-либо преференции в вопросе газа или его транзита без выполнения неких требований, которые наверняка выдвинул Тегеран во время переговоров.

Диаметрально противоположной точки зрения придерживается бывший советник первого президента Армении по вопросам нацбезопасности Ашот Манучарян, который считает, что визит Пашиняна нужно рассматривать не просто в контексте экономического сотрудничества, а в более широком, глобальном плане.

“Визит Пашиняна – это фиксация цивилизационной близости Армении и Ирана. И реализация энергетических инициатив будет всего лишь одним из звеньев этого глобального армяно-иранского неформального союза”, – сказал Манучарян в интервью Sputnik Армения.

По его словам, армяно-иранский диалог – это диалог двух цивилизаций, двух религий. Этим странам выпала возможность помочь остальным выбраться из регионального хаоса. Армяно-иранские отношения – это “место встречи” христианства и ислама. Все пытаются спровоцировать на их стыке войну, армяне же с иранцами строят “новый мир”.

Политик убежден, что у двух стран есть ответы на проблемы и кризисы, которым охвачен обширный регион.

Источник: Sputnik

AnalitikaUA.net