Політика

Амулсар: экзамен государства перед обществом и инвесторами – “Аравот”

Что происходило в Армении за прошедшие двадцать лет, как страна «управлялась» — чтобы составить представление об этом, достаточно посмотреть, что происходит в сфере горнорудной промышленности: это картина ситуации в сгущенных красках.

Реалии – вполне «по закону», все «по бумагам правильно», но от этого не облегчается то чувство, что страна попросту подверглась рейдерскому захвату. В конце концов, что это за такой бизнес, причем «полезный» для государства, когда хозяин рудника получает большие прибыли, нам же оставляет ядовитые хвостохранилища с неясным будущим.

Политическая команда, которая в результате революции взяла на себя ответственность за будущее страны, пытается разработать шаги, направленные на пресечение грабежа, творящегося в этой сфере, по меньшей мере на балансирование интересов владельцев рудников с интересами государства и общества. В этом смысле программа компании «Лидиан» по Амулсару становится своего рода экзаменом, который государство еще должно сдать обществу и инвесторам.

Во всяком случае, нужно констатировать, что произошедшее и происходящее в горнодобывающей сфере с точки зрения экологической и экономической безопасности просто неприемлемо, и об этом многократно говорилось еще до революции, также говорилось, что все это не имеет объяснения, если убрать коррупционную логику. Следовательно, наведение порядка в этой сфере по большому счету также необходимо в контексте с системной коррупцией.

Премьер Пашинян в своих публичных выступлениях представил новый подход в этом направлении: ноль литров грязной воды в природу. Эко-активисты, в свою очередь, поднимают вопрос: насколько это реалистично, особенно в случае с Амулсаром, если учитывать его географическое положение и возможное взаимодействие с бассейном минеральных вод и с реками и водохранилищами, питающими озеро Севан, применение цианидной технологии, взрывы породы, пыль и т.д.?

Что будет с образовавшимися в разных марзах Армении «правильными по бумагам», «безопасными» хвостохранилищами? Компании-авторы этих хвостохранилищ какие обязательства берут на себя для реабилитации этих территорий и в какие сроки? Есть ли намерение поднять этот вопрос или нет? Во всяком случае, помимо клипа-«мультика», представленного компанией «Лидиан», не доверять содержанию которого общество имеет полное право, другие компании вообще ни слова не говорят, что же будет с хвостохранилищами, возникшими в результате их же деятельности, что будет с этими огромными территориями, где добывается сырье – в Зоде, Сюнике, Лори и т.д.

По сути, Пашиняну было дано выбирать между плохим и наихудшим, и он заявил о необходимости соблюдать сбалансированный интерес государства. С одной стороны, очевидно, что если бы сегодня «Лидиан» или какая-то другая компания представила заявку на развертывание горнодобывающей деятельности в Армении, то однозначно бы получила отказ. Во всяком случае, основания для такого суждения дают те приоритеты развития страны, о которых публично и многократно заявлялось, и расширение горнодобывающей отрасли в их число не входит. Однако, с другой стороны, Армения, как цивилизованное государство, взяла на себя ряд международных обязательств касательно инвестиций и инвесторов, и экономическая революция, намеченные на период до 2050г амбициозные цели без инвестиций и инвесторов попросту нереализуемы.

Однако, одним из важнейших критериев цивилизованного государства в 21-ом веке является экологическая культура, а также стандарты, гарантом строжайшего соблюдения которых, естественно, является государство. Следовательно, открытым остается еще один вопрос: имеет ли государство надлежащие институциональные, инспекционно-экспертные возможности, чтобы впредь «поймать» этот гипотетический «литр», который просочится в природу без очистки, а также ту руку, которая выльет этот «литр» втайне от государства в окружающую среду? Представляется, что государство должно дополнительно убедить общество в наличии у себя таких возможностей.

Экологическое движение в Армении имеет важнейшую миссию в этом плане, подстегивая эффективную деятельность государства в данном направлении. Однако, это возможно, если движение, прежде всего, воздержится от экоэкстремистской философии, которая по сути деструктивна и противоречит прогрессу, а также содержит большой риск в том, что может превратиться в «полезных идиотов» в рамках стратегии чужих интересов (Есть европейский опыт этого, когда в годы Холодной войны искренние тревоги людей в определенном сегменте направлялись в нужное русло советскими спецслужбами). И еще, эко-активисты Армении нуждаются в расширении собственных возможностей, чтобы под рукой иметь определенное оснащение и оборудование, позволяющее подкреплять аргументы фактами.

Несомненно, в конечном счете, Армения должна быть очищена от рудников. Армения должна не продавать минеральное сырье, чтобы банально иметь деньги, а должна иметь столько денег, чтобы самой покупать любое сырье для своей промышленности. В сегодняшней Армении уже есть кое-что, но этого явно недостаточно, наша страна пока еще не дошла до такого уровня, у нас нет, скажем, собственной «Теслы», Силиконовой долины, где будут работать несколько десятков компаний с многомиллиардными оборотами. И развернувшаяся в обществе дискуссия должна не отравлять атмосферу еще и морально, а ускорить развитие страны, и для этого необходимы неписаные правила игры. Возможно ли это? Общество Армении многократно доказывало, что абсолютно все возможно.

Рубен Меграбян

Источник: Аравот

AnalitikaUA.net