Політика

США не будут жестко требовать от Армении соблюдать режим санкций против Ирана – экономист

usa-armenia

По отношению к Армении США не будут выдвигать жесткие требования по соблюдению режима санкций, учитывая закрытые границы с Турцией и Азербайджаном, сказал на пресс-конференции в среду экономист Атом Маркарян.

Тем не менее он допускает, что санкции против Ирана могут повлиять на совместные армяно-иранские проекты.

“Иран как торгово-промышленный партнер занимает скромное место – всего 4.5% от общего объема товарооборота Армении, но, несмотря на это, санкции могут повлиять на инфраструктурные проекты, такие как строительство Мегринской ГЭС, а также на бартерный проект “Газ в обмен на электроэнергию”, – сказал Маркарян.

Правительства Армении и Ирана в 2007 году подписали соглашение о сотрудничестве в сооружении и эксплуатации двух электростанций в Мегри и Карачиларе – по обе стороны приграничной реки Аракс. Церемония закладки фундамента Мегринской ГЭС на приграничной реке Аракс состоялась 8 ноября 2012 года. Ранее планировалось, что строительство ГЭС стоимостью в $323 млн. будет завершено к началу 2016 года. Суммарная мощность ГЭС предполагалась в 130 МВт, а суммарная выработка в Армении – порядка 850 млн. кВт в год. Однако из-за экологических проблем, связанных с уменьшением объема воды в реке Аракс, а также увеличением водозаборов со стороны Турции в северной части Армении, пришлось пересмотреть этот проект в сторону уменьшения мощности. Сейчас речь идет о 100 МВт.

Иранский газ начал поступать в газопровод Иран-Армения с 15-го мая 2009 года. В соответствии с предварительными договоренностями в рамках поставок газа реализуется программа “Газ в обмен на электроэнергию”. Иранский газ перерабатывается в электроэнергию, предназначенную для экспорта в Иран из расчета 3 кВт.ч за 1 кубометр природного газа. Согласно последним данным, по положению на декабрь 2016 года, Армения получает из Ирана в год порядка 365-370 млн. кубометров газа, который перерабатывается в электроэнергию, поставляемую обратно в ИРИ.

Относительно проекта железной дороги Иран-Армения экономист отметил, что для его реализации требуется заинтересованность таких региональных игроков, как Россия и Китай, однако на данный момент этот проект является “дорогим удовольствием”, в том числе и для самого Ирана, чья экономика “дрогнула” под тяжестью санкций.

“Если наша валюта обесценивается приблизительно на 1-2 %, то иранский реал обесценился на 300%”, – сказал Маркарян.

По мнению Маркаряна, выходом для Ирана является либерализация таможенного режима со странами ЕАЭС, с которыми он в мае 2018 года подписал временный договор о зоне свободной торговли.

Президент США Дональд Трамп 8 мая объявил о выходе Вашингтона из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) – сделки, которая была заключена в 2015 году и ограничивала ядерные разработки Тегерана в обмен на отмену санкций Совета Безопасности ООН и односторонних ограничительных мер, введенных США и ЕС. Трамп обещал не только вернуть прежние санкции, но и ввести новые, а Госдепартамент в связи с этим сообщил о намерении Вашингтона свести к нулю доходы Ирана от экспорта нефти.

Первая часть американских санкций возобновила действие в ночь на 7 августа. Эти ограничительные меры охватили автомобилестроительный сектор Ирана, торговлю золотом и рядом металлов. Оставшиеся санкции, в том числе против иранского нефтяного сектора, вступили в силу 5 ноября.

Источник: Арка

AnalitikaUA.net