Політика

СМИ: Выводом войск из Сирии американцы в первую очередь подставляют натовского союзника – Турцию

США

Выводом войск из Сирии американцы в первую очередь подставляют даже не своих региональных партнеров — курдов, а натовского союзника — Турцию, пишет политический обозреватель Sputnik Армения Арман Ванескегян.

На сегодня, если курды смогут договориться об автономии с Дамаском, то это будет удар Анкаре под дых. А если не смогут, то туркам придется воевать с серьезной, отлично вооруженной армией (30 тысяч штыков), подготовленной американцами.

Американцы мощно помогли курдам подняться, и сейчас, видимо, они смогут противостоять даже Турции

Сотня единиц транспортных средств (в том числе и бронетехника, и транспорт для офицерского состава) Анкарой были переброшены на сирийско-иранскую границу. По некоторым данным, половина уже пересекла границу и вторглась на территорию суверенной Сирии… Видимо этого достаточно, чтобы понять цену договоренности, которая была достигнута во время телефонных переговоров между президентами США и Турции — Дональдом Трампом и Реджепом Тайипом Эрдоганом.

Дело в том, что американский президент на днях заявил, что добивать ошметки вооруженных формирований ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в ряде стран), все еще находящихся на территории Сирии, будет турецкая армия.

Трамп говорил об этом на фоне целой лавины обвинений, которые посыпались в адрес его страны после того, как было принято решение о выводе американских войск с сирийской территории. Тогда сразу же стали говорить о том, что США отдали на откуп натовскому союзнику в лице Турции своего регионального союзника — курдов.

Если следовать логике развития событий в Сирии за последние годы, то подобное обвинение может показаться более чем правдоподобным. Ведь на самом деле о том, как обхаживали своих партнеров-союзников курдов американцы, надеясь за их счет расколоть территориальную целостность САР, в последнее время говорилось много.

Американские инструкторы тренировали целую армию, состоящую из курдских боевых формирований, окопавшихся на востоке страны. Причем, речь шла о 30 тысячах штыках – сила весьма серьезная, способная, как говорится, делать погоду в политическом раскладе в стране, вот уже восемь лет воюющей с международным терроризмом.

США финансировали восстановление инфраструктуры и строительство оборонительных сооружений на левобережье Евфрата. Видимо, в Вашингтоне понимали, что вскорости сирийская регулярная армия начнет подчинять официальному Дамаску и эти районы. Ну, после того, как разделается с террористическими организациями во всех остальных регионах страны.

Было ясно, что американцы, не смирившись с поражением на поле боя в Сирии и не сумев скинуть действующего законного президента страны Башара Асада, поменяли тактику. Решили при помощи курдов хотя бы расколоть страну, обещая последним помочь создать на осколках сирийского государства некий Курдистан, о котором местные курды мечтают вот уже много веков.

Расчет был верный: курдские боевые формирования действительно были готовы на все, лишь бы реализовать давнейшую, вековую мечту о собственном государстве. А американцы укрепляли эти надежды.

В рамках этого американского плана не укладывалось лишь одно – наличие в регионе Турции, для которой любое упоминание о курдском формировании у себя под боком, в районах, прилегающих к сирийско-турецкой границе, словно нож вострый.

Трамп кардинально меняет геополитические задумки, тасуя своих друзей на Ближнем Востоке

Именно из-за этого и начались противоречия между двумя натовскими союзниками – Соединенными Штатами и Турцией – на фоне всего, что творилось в последние годы в Сирии. Анкара стала медленно, но верно разворачиваться лицом к Москве, сотрудничая с ней не только в области энергетики (“Турецкий поток”), да и вообще экономики, но даже в сфере военного противостояния террористическим организациям.

Анкара пошла даже на то, что вошла в коалицию с Москвой и Тегераном, пытаясь “разрулить” сложившуюся в Сирии ситуацию. Более того, Турция стала одной из стран-гарантов астанинского процесса, что очень не понравилось Вашингтону.

Причем, делала это все Турция показательно, демонстративно. Не упускала ни одной возможности обвинить с высокой трибуны союзников-американцев в том, что те предают своего натовского партнера, вооружают и усиливают позиции курдских партий и боевых формирований, активно действующих на территории Сирии.

Процесс такого политического противостояния (на уровне заявлений и претензий) между Вашингтоном и Анкарой длился достаточно долго. До того момента, как американцы наконец-то начали понимать, что объединившиеся против курдов Дамаск и троица стран-гарантов астанинского формата в любом случае не позволят расколоть Сирию.

Видимо, именно тогда американский президент Трамп и пришел к выводу, что необходимо кардинально менять ситуацию. Ведь с учетом ближневосточных региональных особенностей и геополитических перспектив Турция действительно слишком ценный союзник, чтобы отказываться от него.

С другой стороны, американцы всегда знали, что касательно курдского фактора с турками договариваться нереально. Ведь в Анкаре лучше кого бы то ни было понимают, какую опасность именно для турецкой территориальной целостности таит в себе идея создания некоего (любого) курдского образования. Тем более, если это образование будет иметь общую с Турцией границу, – то, что планировали сделать Соединенные Штаты.

Уходя из Сирии, американцы стараются не упоминать курдов

Ведь всем понятно, как активизируется национальное движение среди курдского населения, проживающего в Турции, если идея собственного государства вдруг победит прямо у них под боком — на сирийской территории.

При подобном раскладе событий можно будет с уверенностью говорить о том, что серьезной гражданской войны в Турции не избежать.

Причем, следует учитывать, что подобная угроза дамокловым мечом нависла над территориальной целостностью Турции с первого же дня начала гражданской войны в Сирии.

Именно поэтому Анкара столь агрессивно реагировала на все, что творилось на территории своего северного соседа. Влезала на сирийскую территорию, не спрашивая разрешения у международного сообщества, подтягивала серьезные военные силы – армейские подразделения, бронетехнику, артиллерию, ракетные комплексы.

Таким образом Анкара действовала на всем протяжении сирийско-турецкой границы (без малого 900 километров)… Оккупировала Африн, часть провинции Алеппо, влезла в провинцию Манбидж. А сейчас и вовсе собирается оккупировать и сам город Манбидж, и все районы, прилегающие к границе, включая левобережье Евфрата.

Сейчас Трамп и Эрдоган, вроде бы, договорились до того, что Турция будет подчищать за американскими военными остатки террористических организаций, все еще остающихся в стране. Однако о курдских поселениях, укрепившихся на левобережье, и американский, и турецкий президенты стараются не упоминать.

Это может означать, что американцы оставили своих союзников курдов в буквальном смысле слова на съедение, однако есть нюансы.

Если вдруг курды сумеют договориться с Дамаском о какой-нибудь автономии и откажутся от плана создания собственного государства, то это будет нешуточным ударом для турков.

А Дамаску на самом деле курды нужны, необходимы для того, чтобы наконец-то взять под контроль всю территорию страны. Думается, автономию курдам президент Башар Асад даст. И в этом случае активизации национальных курдских настроений в Турции не избежать.

И вот тогда уже турецкой армии будет не до того, чтобы “подчищать” в Сирии за американцами – придется заняться своей территорией. А курдская армия (30 тысяч штыков), которую приготовили американцы – вот она, тут как тут…

Источник: Sputnik

AnalitikaUA.net