Політика

Новые реалии и перспективы: Армения станет для Ирана окном во внешний мир?

Iran

Армения становится ключевой возможностью для Ирана, оказавшегося перед угрозой изоляции. Об этом свидетельствует и риторика иранских дипломатов.

Новые санкции США против Ирана и вызванный ими очередной этап напряженности, как эти ни парадоксально, активизировали разговоры в армянском медийном пространстве и экспертных кругах о необходимости дальнейшего углубления связей с Тегераном.

У официального Еревана, несмотря на демонстрируемое нежелание портить отношения с американцами, всегда были свои соображения как насчет иранской ядерной программы, так и по поводу сотрудничества с Исламской республикой. В свою очередь, Вашингтон, понимая сложное геополитическое положение Армении, с двух сторон блокированной Турцией и Азербайджаном, в порядке исключения закрывал и продолжает закрывать глаза на тесные армяно-иранские связи.

Нужно отметить, что в нынешних условиях Армения также приобретает для Ирана крайне важное геоэкономическое и геостратегическое значение. В этом несложно убедиться, внимательно вчитываясь в недавние заявления иранского посла в Ереване Сейеда Касема Саджади.

На встрече с секретарем Совета национальной безопасности Арменом Григоряном дипломат указал на “исключительно высокий уровень отношений” между странами. Он отметил, что Армения, будучи единственным христианским соседом Ирана, “имеет с ней самые теплые добрососедские и нерушимые отношения”.

Риторика иранской стороны всегда отличалась особым позитивом там, где это касалось сотрудничества с Арменией. Но нынешние высказывания посла превзошли по своему настрою все прежние заявления. Думается, что это отражает некоторые изменения во внешнеполитических приоритетах Тегерана, вызванные новыми реалиями. А реалии таковы, что Армения становится ключевым окном во внешний мир для Ирана, оказавшегося перед угрозой изоляции.

И то, что посол на встрече выразил готовность содействовать “расширению сотрудничества в таких сферах, как энергетика, здравоохранение, экология и финансы”, лишний раз доказывает правомерность этих утверждений. Дело в том, что экономическая составляющая двусторонних отношений всегда “хромала”, по сравнению с политическим диалогом. Высокий уровень протекционизма в Иране, закрытость внутреннего рынка и другие факторы тормозили углубление двусторонних экономических связей.

Впрочем, некоторые эксперты склонны рассматривать армяно-иранские отношения в более глубоком, нежели просто экономика, контексте.

По мнению экс-советника первого президента Армении по нацбезопасности Ашота Манучаряна, если удастся построить отношения нужным образом, то они будут иметь сверхстратегическое значение для обеих стран.

“Нам нужно понять, что это – дружба исламского и христианского миров. Это – место их встречи. Все хотят спровоцировать на их стыке войну, мы же с иранцами строим мир”, — сказал Манучарян в интервью Sputnik Армения.

Новое армянское руководство в лице премьера Никола Пашиняна неоднократно говорило о намерении придать новый импульс отношениям с Ираном.

Пока неясно, к каким договоренностям придут стороны в ходе предстоящего визита премьера в Тегеран, но, как отметил Манучарян, ему бы очень хотелось, чтобы Пашинян и Хасан Роухани сумели выбраться из привычных стандартов и выстроить качественно новый тип взаимоотношений, основанный, в первую очередь, на цивилизационной общности.

Источник: Sputnik

AnalitikaUA.net