Політика

На стойкость позиции Еревана должен последовать “экономический” ответ Ирана – эксперт

Вардан Восканян

Заявления и.о. премьер-министра Армении Никола Пашиняна, сделанные им в парламенте касательно армяно-иранских отношений, были довольно смелыми.

Исполняющий обязанности премьера почти прямым текстом призвал американцев оставить в покое Армению и не требовать от нее идти на какие-то деструктивные меры против Ирана, поскольку это не соответствует интересам Еревана. В ситуации, когда США активно пытаются слепить из Ирана образ этакой “страшилки”, “злодея”, навязывая это мнение остальным странам, Армения преднамеренно выпадает из этого “тренда”.

В этой связи востоковед, заведующий кафедрой иранистики Ереванского государственного университета Вардан Восканян заявил Sputnik Армения, что считает позицию Пашиняна естественной, ибо любой уважающий себя лидер страны будет стремиться выстраивать отношения с соседними государствами, исходя из собственных интересов.

Восканян считает примечательным, скорее, другой месседж и.о. премьера о том, что в случае его избрания на пост главы правительства, сотрудничество с Ираном будет выведено на новый уровень и новое качество.

“Безусловно, новая фаза санкционной политики США в отношении Исламской республики создает определенные риски в плане экономического взаимодействия с Тегераном. Но я считаю, что любая рисковая ситуация с другой стороны может открыть новые возможности и перспективы. Очевидно, что санкции против Ирана открывают перед Арменией новые двери для укрепления экономических связей”, — сказал Восканян.

Армения в новых условиях становится для Ирана единственным надежным партнером. Это обстоятельство должно быть по достоинству оценено Тегераном, отмечает эксперт. Очевидно, что с американской стороны было определенное давление или по крайней мере, призывы, адресованные Еревану о пересмотре нынешнего уровня отношений с Ираном. И решительная позиция Еревана должна вызвать адекватную реакцию иранской элиты.

По мнению нашего собеседника, звучащие из Еревана месседжи о сохранении и укреплении взаимодействия с Ираном должны послужить стимулом для активного участия иранских компаний в экономических проектах с Арменией.

“Речь, в первую очередь, идет о транспортных проектах, о создании коридора Персидский залив-Черное море и расширении энергетического сотрудничества. Не думаю, что по всем этим направлениям существующий потенциал используется в полной мере. Нам есть над чем работать, и здесь ожидания от иранцев, конечно, серьезные”, — добавил Восканян.

Стоит отметить, что позитивный фон армяно-иранских отношений в восприятии армянской общественности время от времени “омрачается” некоторыми реверансами Тегерана в сторону Азербайджана. Так в частности, произошло после недавней встречи глав МИД Ирана, Турции и Азербайджана в Стамбуле. По итогам встречи стороны выступили с совместным заявлением, в котором выразили приверженность “принципам международного права, в частности, уважению суверенитета и территориальной целостности, неприкосновенности границ и мирному урегулированию споров”.

Восканян между тем призывает не спешить с выводами относительно позиции Тегерана в карабахском урегулировании. В Стамбульской декларации содержались выдержки из международного права, в том числе принцип территориальной целостности. Следует учесть, что Иран – многонациональное государство, и принцип территориальной целостности в данном случае созвучен стремлению Тегерана обеспечить свою внутреннюю устойчивость. По мнению эксперта, позиция Ирана по Карабаху изменилась, и даже невооруженным взглядом видно, что Тегерану выгодно, как минимум, сохранение нынешнего статус-кво в регионе.

Источник: Sputnik

AnalitikaUA.net