Політика

Месседж посвященной 100-летию окончания Первой мировой войны церемонии

Анна Мкртчян

В Париже 11 ноября с большим размахом, но сдержанно отметили 100-летие подписания перемирия, ознаменовавшего конец Первой мировой войны.

Во главе с президентом Франции главы более 70 государств и правительств приняли участие в торжествах и Форуме мира, основным месседжем которых, по словам организаторов, были мир и примирение, напоминание об ужасах войны и подчеркивание важности сотрудничества и многосторонней дипломатии.

Среди гостей были также президенты США, России, Турции, канцлер Германии, премьер-министры Канады и Армении, многочисленные другие мировые лидеры.

У Триумфальной арки в Париже прошла мемориальная церемония, на которой с довольно впечатляющей речью выступил президент Франции, который в международных отношениях позиционируется как хранитель, почему нет, лидер действующего либерального миропорядка. Этот факт особенно заметен в международных отношениях на фоне проводимой президентом США Дональдом Трампом эгоцентричной и однолинейной политики, которая исходит из лозунга провозгласившего себя «националистом» президента – «Америка – в первую очередь!».

В той же речи президент Макрон, как бы в противовес Трампу, заявил, что «патриотизм – это полная противоположность национализма». «Национализм – предательство патриотизма», – сказал Макрон, продолжив: «Говоря – “наши интересы приоритетны, а что там у других – нас не волнует”, уничтожаются высшие ориентиры нации, то, что делает ее великой, а именно – моральные ценности».

В дополнение к подобным содержательным заявлениям, французская сторона также попыталась церемониальными средствами противодействовать или хотя бы свести к минимуму возможный ущерб со стороны Трампа, который мог быть нанесен значению этого важного мероприятия и общественному восприятию. Чтобы не отвлечь внимание медиа и предотвратить возможные односторонние действия не была проведена встреча Трамп-Путин. Даже во время обеда французская сторона постаралась посадить лидеров таким образом (они сидели друг против друга), чтобы было сложно вести двусторонний разговор. Тем не менее, согласно сообщениям, президенты США и России имели возможность поговорить во время вечернего ужина – подальше от камер, что важно для французской стороны.

Идея празднования 100-летия окончания Первой мировой войны заключалась в демонстрации единства, того, что мировые лидеры солидарны и придерживаются единого мнения – в деле осуждения войны и национализма, ведущей к ней. И в качестве первой угрозы этому воспринимаются, как бы странно это ни было, не террористы или какая-то авторитарная страна, а США – одна из колыбелей либеральной демократии.

Создается впечатление, что европейские лидеры объединяют усилия по противодействию американскому изоляционизму и односторонним действиям, что уже вредит европейской системе безопасности.

Ряд действий Трампа, в частности выход США из Парижского соглашения по климату, перенос посольства США из Тель-Авива в Иерусалим, аннулирование ядерного соглашения с Ираном, намерение выйти из договора с Россией о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), уже свидетельствует о том, что нынешний мировой порядок, институты и право мало интересуют нынешнюю администрацию США. И это прямой удар по смыслу существования Европейского Союза и вызывает серьезные опасения, в первую очередь, в сфере безопасности. Неслучайно, что несколько дней назад президент Франции Макрон заявил, что Европе стоит создать свои собственные вооруженные силы, чтобы защитить себя от России, Китая, а также США. В ответ Дональд Трамп написал в Твиттере: «Это очень оскорбительно, но, возможно, Европе следовало бы сначала внести свою справедливую долю в финансирование НАТО, которое США значительно субсидируют!»

Тем самым становится очевидным ролевое противопоставление Трампа и Макрона, что в какой-то степени является отражением противопоставления США и Европы. Соединенные Штаты выступают с классических позиций жесткой силы, а Европа – постмодернистских позиций мягкой силы.

В то же время действия президента Франции Макрона дают повод для определенных сомнений – связанных с искренностью его намерений. Сколько бы ни объявлялось, что торжества 11 ноября не посвящены победе, говорилось об исключении «триумфализма» и осуждении национализма, кажется, в церемонии также было скрытое послание. Словно это был современный вариант французского великодержавия, в либеральной упаковке, который в принятых рамках политкорректности, под символом французских военных побед – Триумфальной арки – подчеркивает покровительственное великодушие французского народа к потерпевшей поражение стороне и обрисовывает правила собственной игры по сохранению миропорядка.

Другие критики также отмечают, что у президента Макрона имеются также внутренние политические проблемы и он пытается подобными «грандиозными» мероприятиями консолидировать вокруг себя патриотичные, но не националистические силы.

Впрочем, независимо от ожиданий великих держав, будем надеяться, что эта церемония поминовения будет способствовать делу сохранения мира и история не повторится со своими наихудшими проявлениями.

Как заявил исполняющий обязанности премьер-министра Армении Никол Пашинян накануне, 11 ноября, на Парижском форуме мира, «мы не можем изменить историю, и в этом нет необходимости. Но история может изменить нас, чтобы наше будущее было более хорошим».

Автор Анна Мкртчян