Політика

Рубен Меграбян: Что должна не делать Армения

Zinvorner

11-го марта сопредседатели Минской Группы ОБСЕ посетили Баку, встретились с президентом Азербайджана И.Алиевым, после чего все трое выступили с примечательными заявлениями. Российский сопредседатель Игорь Попов заявил, что Венские и Санкт-Петербургские соглашения должны быть реализованы. Причем, он сказал об этом безо всяких «если» и «однако». Американский сопредседатель Ричард Хогланд отметил, что необходимо вернуться за стол переговоров на «самом высоком» уровне. А французский сопредседатель Стефан Висконти констатировал, что процесс «сдвинулся с мертвой точки».

Причем, визит этот состоялся после официального заявления представительства Баку в ОБСЕ, которым Азербайджан «обосновывал», почему не должен выполнять Венские договоренности, говоря, что это укрепляет статус-кво, и что Армения «пользуется ситуацией», избегая «субстантивных» переговоров.

Также, за день до визита сопредседателей в Азербайджан с заявлением выступила спикер МИД России Мария Захарова, заверив, что Россия будет продолжать свою посредническую миссию по решению карабахской проблемы во взаимодействии с другими государствами-сопредседателями Минской Группы ОБСЕ и на основе положений, изложенных в пяти совместных заявлениях президентов России, США и Франции, и отдельно подчеркнула, что в этих документах говорится о недопустимости решения вопроса военным путем. Кроме того, госпожа Захарова «между делом» отметила также, что Россия «параллельно» в рамках согласованных с тройкой подходов, и учитывая «особо близкие» отношения с Ереваном и Баку, будет продолжать «самостоятельные шаги», позволяющие «откровенно обмениваться мнениями по ключевым вопросам».

И вот, после этого всего, как говорит французский сопредседатель Стефан Висконти, процесс сдвинулся с мертвой точки. Отметим также, что российская сторона довольно холодно отреагировала на предложение Эрдогана в Москве о не то «тройственном союзе» (согласно азербайджанским СМИ), не то о «трехстороннем механизме» (согласно переводчику-турку из официального видеоматериала Кремля) Анкара-Москва-Баку.

Похоже на то, что политическому руководству предвыборной Армении предстоит серьезный экзамен на дипломатическую зрелость, результаты которого предопределят последующие, жизненно важные события в нашей стране.

Армянской дипломатии просто противопоказано повторять ошибки, совершенные после Четырехдневной войны, и дать возможность Москве, прежде всего, спасти Алиева, затем вновь «развязать» ему руки, вложить в эти руки новые партии оружия и в один прекрасный день «заточить» против нас. Именно это и произошло до апреля 2016-го, это происходит после апрельской войны по сегодняшний день, и дошли до заключительного этапа – когда остается нажать на курок. То есть, ситуация, которая привела к апрельской войне, повторяется. Но…

Россия сегодня «вдруг» стала играть в «конструктивность» и вести себя, не выходя за формат тройного сопредседательства, когда, с одной стороны, Ереван отказался, фактически, от встреч в трехстороннем формате Армения-Россия-Азербайджан в Мюнхене и Москве, о чем мечтал Баку, и об «особой роли» Москвы в этом говорил глава МИД Турции Чавушоглу. С другой стороны, у Москвы есть проблема ослабить неизбежное ужесточение политики США. После позорного финала операции Путина «Трампнаш» последствия дальнейших «афтершейков» продолжают оставаться непредсказуемыми. Более того, США не только не намерены развалить Североатлантический Союз, но и усиливают свое присутствие на восточных рубежах НАТО и в бассейне Черного моря, а экономические перспективы России на фоне новой волны падения цен на нефть тревожны. И для идущего еще на одно самовоспроизводство режима Путина такая «конструктивность» становится жизненно важной, если на вопрос смотреть с рациональной точки зрения.

Вместе с этим, фундаментальные интересы России в регионе остаются неизменными, точнее – их московское восприятие. Стало быть, Москве противопоказаны две вещи – окончательный мир и широкомасштабная «неуправляемая» война. Ведь в Москве еще живет поколение, при котором произошел первый этап развала Российской, советской империи, и они хорошо помнят, что он начался, когда начался дробиться Азербайджан – это порождение российско-турецкой сделки начала века. И, мягко говоря, далеко не факт, что процесс завершился…

Идем ли мы к реальному урегулированию? Конечно, нет! По меньшей мере, наивно было бы так думать. Однако, армянская дипломатия получила новую возможность не только избежать войны, но и посредством механизмов ОБСЕ стабилизировать линию соприкосновения, ситуацию в зоне конфликта, до того дня, когда Азербайджан будет готов понять, что в Арцахе власть Баку исключается, что иного решения вопроса армяне просто не допустят после того, что произошло после 1988-го года, и что бессмысленно требовать у армян то, что ты потерял в развязанной тобой же войны, и бессмысленно пытаться сделать это посредством новой войны. Все равно, армяне не допустят этого, как и не допустят повторения ни событий, произошедших 100 лет назад, ни событий 1921-23гг.

А на предстоящий период Армения, прежде всего, должна впредь держаться вдалеке от всяких форматов, выходящих за рамки тройного сопредседательства Минской Группы, и в первую очередь – от «трехсторонних» встреч с Баку по предложению и под эгидой Москвы. Кроме того, Ереван должен не «сожалеть» по поводу продаж Москвой наступательного оружия Азербайджану, а просто обусловить этим свои дальнейшие отношения с Москвой. В конце концов, Россия должна быть вынуждена играть по американским правилам, как это было в переговорном процессе Иран-«Шестерка», который завершился историческим успехом в 2014г. Мы чрезвычайно далеки от финала, но перевод хода конфликта в определенно позитивное русло – не только в наших интересах, но и в интересах региональной и Европейской безопасности.

P.S. Выборы, все понятно. Только вот, Бога ради, хватит объяснять людям, что мир лучше, чем война! Да, мы хотим мира, и обратное может утверждать только психопат. Но… Вместо этого, объясните и предложите людям, почему и как началась Четырехдневная война, и что делать, чтобы не получить новую войну. И не пытайтесь считать людей за дураков, сваливая все исключительно на Баку, на власти, обходя при этом нашего, а точнее – именно вашего «векового друга»! А остальное – уже аксиома, которая наилучшим образом сформулирована Уинстоном Черчиллем: «В войне – решительность, в поражении – мужество, в победе – великодушие, в мире – добрая воля».

Рубен МЕГРАБЯН

Источник: Аравот

AnalitikaUA.net