Політика

СМИ: Армянские добровольцы со всего мира готовы с оружием в руках защищать свою родину

Добровольцы

После начатого Азербайджаном со 2 по 5 апреля наступления на Нагорно-Карабахскую Республику (НКР) с применением танков, тяжелого оружия и вертолетов орудия все же смолкли. Массированная агрессия Баку против армян НКР провалилась. Об этом, как передает «ИноСМИ.ру», пишет журналист Михран Амтаблиан (Mihran Amtablian) на сайте французского «Le Huffington Post».

Однако, это всего лишь затишье, потому что у конфликта глубокие и мощные корни. Автор отметил, что во времена СССР Арцах (НКР) был отнят у Армении и передан Азербайджану, чтобы «обеспечить опиравшееся на разобщение населения доминирование большевистской власти». Как подчеркивает эксперт, в памяти армян это оставило столь же глубокий след, как поражение под Седаном и потеря Эльзаса с Лотарингией в памяти французов.

По словам Амбатлиана, из памяти армянского народа не были стерты воспоминания о погромах в Шуши в 1905 и 1920 годах, в Баку в 1905 и в 1990 годах и т.д. «Антагонизм турок и армян после геноцида 1915 года (в нем принимали участие и азербайджанцы) продолжился в СССР. Дискриминационная политика советского Азербайджана по отношению к автономному Нагорному Карабаху является в этом плане весьма показательной. Возглавивший в 1969 году Компартию и КГБ республики Гейдар Алиев (отец нынешнего президента Ильхама Алиева) был лидером этой дискриминации», – продолжил автор.

В период формирования государств Закавказья тюркскому миру, и в частности Османской империи была свойственна националистическая идеология, направленная на объединение всех тюркских народов от Стамбула до Бишкека. «Присутствие армян между Турцией и Азербайджаном препятствовало этому объединению тюркских народов. Сегодня же такой помехой становятся не только армяне, но и курды. В прошлом ответом стал геноцид 1915 года. В 2016 году это кровавые репрессии в Курдистане. Именно это отражает популярный сегодня в Анкаре и Баку лозунг тюркского национализма: “Два государства, одна нация”. Эту идеологию недооценивают в Европе, но это дремлющие под слоем пепла угли», – отметил эксперт.

Автор напомнил, что Турция настойчиво призывает Азербайджан к непримиримости и политике военной агрессии. Так, турецкий премьер Ахмет Давутоглу заявил о поддержке Азербайджана «вплоть до самого апокалипсиса», что как нельзя лучше подчеркивает упорство в стремлении устроить геноцид. «Сохранение региона в составе Азербайджана, так или иначе, означает его уничтожение и дальнейшие притязания Баку на юг Армении с Зангезуром», – пишет эксперт.

По его словам, армяне Арцаха, будучи еще в составе Азербайджана, находились в смертельной опасности. Поэтому они приняли единственно возможное решение – воспользоваться правом народов на самоопределение, которое прописано в Уставе ООН. «В 1991 году армяне Нагорного Карабаха, как и Азербайджан, провозгласили свою независимость, что допускается международным правом в обоих случаях», – подчеркнул он.

С тех пор, после нанесенного азербайджанцам поражения в 1994 году, в ушедшей по пути самоопределения республике постепенно установилась демократия, политический плюрализм, свободная пресса и все что присуще демократическому обществу. «Все это под надзором международных наблюдателей. Вмешательства США для этого не потребовалось. Просто мир руками местного населения. Нагорно-Карабахская Республика существует. Это факт», – продолжил эксперт.

Комментируя коллизию принципов самоопределения народов и территориальной целостности государств, автор подчеркивает, что международное право ставит принцип самоопределения выше территориальной целостности. То есть, право говорит о необходимости признать Нагорно-Карабахскую Республику, как это было с Косово.

«Отказавшись признать верховенство права на самоопределение, Франция встает вместе с США и Россией на сторону существующей азербайджанской и формирующейся турецкой диктатуры. Иначе говоря, против карабахской демократии. В таком противоестественном выборе не больше реализма, чем в ошибках Запада в Ираке и Сирии. Они свидетельствуют о том же тщеславии и ведут к таким же преступным результатам», – подчеркнул он.

Резюмируя, Амбатлиан отметил, что набирающий обороты исламизм государств и воинственных движений в итоге находит оправдание и подтверждение своего «религиозного» протеста в отступлении Запада от своих же ценностей. Он напомнил, что организация исламского сотрудничества недавно поддержала азербайджанскую агрессию.

Тем временем, сайт журнала «Forbes» пишет, что в Армении и Арцахе (НКР) так много желающих отправиться добровольцем в зону карабахского конфликта, что центр добровольцев «Еркрапа» в Ереване, откуда с первых дней обострения ситуации уже сотни автобусов выехали в сторону НКР, работает практически круглосуточно.

Согласно информации, среди добровольцев есть много и тех, кто защищал НКР от Азербайджана в начале 90-х. Подчеркивается, что те, у кого не хватает терпения ждать, отправляются в Арцах своим ходом. По словам пресс-секретаря «Еркрапа» Вартана Вартаняна, уже 5000 добровольцев находятся в соседних с Арцахом регионах и в самой зоне конфликта. При этом, уточняет он, в добровольцах пока нет острой необходимости, так как вооруженные силы Нагорно-Карабахской Республики справляются с задачами самостоятельно. «Еркрапа» совместно с Минобороны Армении формирует своего рода резервные списки желающих поехать в НКР, в которых уже больше 10 000 человек.

«Во дворе толпятся ветераны войны 1991-1994 годов, постоянно курят и обсуждают последние новости. От студентов и школьников до бизнесменов и фермеров – люди рвутся на войну, приезжая из разных регионов Армении. Некоторые приходят с семьями. Списки добровольцев присылают из Москвы, Киева, Парижа и Америки. В Ереване проходят патриотические митинги, в кафе слышны военные песни, повсюду собирают гуманитарную помощь», – говорится в материале «Forbes».

Далее сайт пишет о ветеране карабахской войны, спортсмене и актере Мартине, которого в Степанакерте знают на каждой улице. Он всегда носит с собой винтовку. «Для меня война не закончилась, а в последние дни спать не могу. Прошу, умоляю пустить меня на передовую, но пока мне отказывают», – признался он.

После окончания войны в 1994 году он построил с женой дом в Степанакерте, а сейчас воспитывает троих дочерей и занимается частным извозом. «За все эти 22 года стрельба в Карабахе и не прекращалась. Каждый месяц мы хороним одного-двоих наших солдат. Это настоящая война. Я, естественно, хочу мира. Но как я могу простить им наших убитых ребят? Я готов воевать – не ради войны, а за мир», – продолжил Мартин.

Корреспондент «Forbes» также выяснил, как республика возвращается к мирной жизни после «четырехдневной войны». Отмечается, что перед одной из степанакертских гостиниц, которую построил сирийский армянин из Австралии, играет толпа детей, а на заднем дворе сложены коробки с гуманитарным грузом. Детей эвакуировали в дни боевых действий из Мартакерта, который находится в 5 км от линии соприкосновения карабахских и азербайджанских войск. Помимо сотрудников гуманитарной миссии, помощь пострадавшим в разных районах НКР оказывают волонтеры из Армении.

Вместе с тем, сайт Федерального агентства новостей пишет о сирийском армянине Ованесе Асмаряне, проживающем в Степанакерте, который также пополнил ряды добровольцев. Подчеркивается, что дом Асмаряна легко узнаваем среди других строений по степанакертской улице Туманяна: флаги Армении и Арцаха на входе свидетельствуют о том, что здесь живет настоящий патриот. «И это правда: сирийский армянин Ованес Асмарян при первых признаках обострения на линии соприкосновения карабахских и азербайджанских войск пошел в армию добровольцем», – пишет сайт.

«Я сразу же, не задумываясь, пошел в армию добровольцем! Мы не боимся войны, тем более – войны за свою землю», – рассказал Ованес корреспонденту Федерального агентства новостей.

По его словам, все в НКР отреагировали на эскалацию вполне спокойно, так как все знали, что это произойдет. «Психологически я и моя семья к этой азербайджанской агрессии были готовы», – подчеркнул он.

Источник: Panorama

AnalitikaUA.net