Наука

Наскальное искусство Армении: Иллюстрация древних знаний человечества

Наскальное искусство

В разных регионах техника исполнения имела свои особенности.

Армянское наскальное искусство занимает особое место в культурном наследии Древнего мира по количеству, разнообразию стиля и богатому содержанию. В них изображены все важнейшие сферы жизни древнего человека: охота, сражения, обряды, спортивные состязания, ритуальные танцы, земледелие, приручение и дрессировка животных.

Часто встречаются изображения явлений природы: молнии, облаков, дождя радуги, а также орнаменты, идеографические надписи, символы, в том числе знаки похожие на буквы. Есть в них и мифические существа. Отдельная группа – это изображения драконов (вишапов). Это богатейший материал, по которым можно воссоздать исторические реалии Армянского нагорья в период с VII по I тыс. до н.э.

Дислокация

Наскальные рисунки разбросаны практически по всей территории Армянского нагорья. Если нанести их на карту, то самая высокая плотность придется на регионы вокруг озер Севан и Ван, на Сюникские горы, Арагац и истоки рек Арпа, Ехегис.

Петроглифы обнаружены также в Арцахе, Джавахке, Нахичевани и в Западной Армении. Они также найдены на берегу Каспийского моря — на Апшеронском полуострове и в Гобустанском заповеднике. При этом в прилегающих к Армянскому нагорью регионах древнейших наскальных рисунков практически нет. Интересно также, что основная часть петроглифов располагается на высоте от 2500 до 3300 м. Не исключено, что они сохранились в силу удаленности от человеческих поселений.

В разных регионах техника исполнения имела свои особенности. Наскальные изображения в Армении, выгравированы на блестящих черно-синих поверхностях андезито-базальтовых глыб, кремневыми, позднее металлическими инструментами. Глубина борозд – 1-15 мм, ширина – 5-35 мм.

Тематика

В армянских петроглифах отсутствуют бытовые сцены, скажем, показывающие, как люди едят или веселятся, нет сцен насилия или убийств. Нет также эротики, хотя встречаются изображения обнаженных людей. По всей видимости, древним художникам было важно подчеркнуть сакральный смысл изображаемых объектов, явлений и, соответственно, жизни. Но особый интерес для науки наверняка представляют календари и карты. Это изображения звездного неба, созвездий, точек восхода и захода солнца и луны. Чтобы легче ориентироваться в звездном небе, человек около пяти тысячелетий назад сложил из ярких светил устойчивые и запоминающиеся образы — созвездия.

Космическая одиссея

Еще в начале XX века, изучив все имевшиеся данные, европейские историки астрономии Уильям Олкотт, Эдвард Маундер, Камилл Фламмарион чисто теоретически пришли к выводу, что зодиакальные созвездия сформировались и получили свои названия в XXX—XXVIII вв. до н.э. в окрестностях горы Арарат.

В 1965 году на Варденисском хребте, на краю древнего караванного пути архитектор Сурен Петросян обнаружил петроглифы, которые служили ориентиром для путников. А историк армянской астрономии, профессор Беник Туманян идентифицировал эти изображения с зодиакальными созвездиями Льва, Стрельца и Скорпиона. Таким образом, выводы европейских ученых подтвердились.

Астрономические карты на армянских наскальных рисунках настолько точны, что по ним можно установить время их создания. Один из самых древних петроглифов с изображением звездного неба найден на Варденисском хребте. Это редчайшая в мире наскальная астрономическая карта. Армянским ученым удалось определить ее возраст. Они сравнили изображенное на камне созвездие Льва с нынешним его положением, воссоздали с помощью астрономических формул, как выглядело это созвездие несколько тысячелетий назад, и сравнили с изображением. Так было установлено время создания рисунка – XXVII-XXV вв. до н.э.

Адамово «яблоко»

Пожалуй, один из самых обсуждаемых наскальных рисунков — «Адам и Ева». Он найден в Сюнике, на горе Ухтасар и как бы иллюстрирует библейскую историю грехопадения. Однако у ученых нет однозначного ответа по этому поводу.

В армянской наскальной живописи очень часто проскальзывает тема человек – змей, но утверждать, что это именно библейская легенда исследователи не берутся.

По словам некоторых исследователей, этот рисунок не в полной мере отвечает буквальной трактовке легенды об Адаме и Еве. В них есть некоторое несоответствие: на петроглифе, помимо мужчины, женщины и змея, присутствуют еще две человеческие фигуры и две змеи. Как это объяснить? Не известно. Но с другой стороны, игнорировать библейскую версию также некорректно. Остается только догадываться, что зашифрова-но в этом древнем послании. И не только в этом. Скрытый за символами тайный смысл нам еще долго предстоит постигать.

Для справки

Очень много петроглифов найдено в Африке, в частности на территории Сахары. Известно, что 3000-4000 тыс. лет назад здесь не было пустыни, об этом писал еще Геродот. В основном это рисунки животных и профили людей. Много изображений найдено и в Южной Африке. Традиция африканских как к слову сказать и австралийских наскальных изображений жива в искусстве этих стран и по сей день. Этот материал представляет большой материал для этнографов. Вообще, география распространения петроглифов очень неравномерна. Например, их нет на территории современного Египта. То есть они есть, но только у истоков Нила и на юго-западной окраине страны, в восточной Сахаре – в тех местах, которые не связаны с классической египетской цивилизацией.

Наскальные изображения, найденные в Италии, по тематике очень похожи на армянские. И это не случайно. Предполагается, что римская цивилизация возникла на основе этрусской (область Тоскана в древности называлась Этрурия). Здесь жили этруски, прибывшие из Малой Азии, точнее с северо-западной части Армянского нагорья. Они и принесли с собой календарь, способы выплавки и переработки металлов, колесницы и т.д. Итальянские ученые именно этим периодом датируют наскальные изображения своей страны – 1000 год до н.э.

Источник: PanArmenian

AnalitikaUA.net