Політика

Наличие в Армении ракетных комплексов “Искандер” сыграло сдерживающую роль еше в апреле – эксперт

iskander

Наличие на вооружении армянской армии оперативно-тактических ракетных комплексов “Искандер” сыграло сдерживающую роль еще в апреле 2016 года, во время боевых действий в зоне карабахского конфликта, считает военный эксперт, глава департамента политических исследований Института Кавказа, политолог Сергей Минасян.

ОТРК “Искандер” впервые были продемонстрированы в столице Армении на репетиции военного парада 16 сентября. Помимо “Искандеров”, на параде, который состоится 21 сентября в Ереване и будет посвящен 25-летию независимости Армении, планируется показать тактические ракетные комплексы “Точка У” и “Эльбрус” (с баллистическими ракетами Р-17, по натовской квалификации – Scud), зенитно-ракетные комплексы С-300, 152-мм пушку “Гиацинт” с повышенной дальностью стрельбы и другое тяжелое вооружение и военную технику.

Фактор сдерживания

После появление “Искандера” на улицах Еревана в некоторых, в основном прозападных СМИ, появились публикации с комментариями российских и армянских экспертов, в которых отмечалось, что эти оперативно-тактические ракеты нацелены на Турцию и не могут быть использованы против Азербайджана в случае возобновления военного конфликта.

“Понятно, что на фоне военно-политической обстановки, публичная демонстрация “Искандеров” в Армении, ставшей первой страной в мире после России, получившей на вооружение такие системы, является очень серьезным событием, порождающим множество слухов, различного рода инсинуаций”, – сказал Минасян в интервью агентству “Новости-Армения”.

По его мнению, распространяемые неверные сведения – результат как умышленной пропаганды, так и непрофессионализма и профанации.

“С учетом масштабов Армении как “Искандер”, так и “СКАДы”, и даже “Точки У” могут считаться оружием стратегического назначения, но по принятой классификации они считаются оперативно-тактическими комплексами. Так вот, их наличие на вооружении армянской армии уже сыграло роль сдерживания, сдерживания на стратегическом уровне. И это было продемонстрировано в апреле”, – отметил эксперт.

Он подчеркнул, что Азербайджан не решился на широкомасштабные боевые действия, которые предположительно должны были включать и массированные ракетно-артиллерийские удары по военным и гражданским целям на территории Нагорного Карабаха, а возможно, и на территории Республики Армения, командным пунктам, центрам управления, или, учитывая практику, которую применяла азербайджанская армия в 90-е годы – по крупным населенным пунктам и жилым районам.

“Баку не решился на эти действия, во многом опасаясь ответных ударов возмездия, сдерживающего потенциала указанных систем вооружения”, – пояснил Минасян.

По его словам, азербайджанское военное руководство, в отличие от многих “доморощенных комментаторов в Армении, России или где-то еще”, очень хорошо было осведомлено о наличии на вооружении армянской армии комплексов “Искандер”, а также о том, что руководство Армении, при необходимости, готово их использовать. “Все остальное – это попытки создания политизированной и пропагандистской мишуры”, – отметил эксперт.

Со 2 по 5 апреля азербайджанские ВС вели активные боевые действия, обстреливая позиции и населённые пункты Нагорно-Карабахской Республики практически по всей линии соприкосновения с применением ракетно-артиллерийских средств, бронетехники и авиации. Армия обороны НКР успешно подавила агрессивные действия противника, нанеся большие потери в живой силе и технике. Устная договоренность о прекращении огня была достигнута при посредничестве России.

Свобода действий и возможность модернизации

Политолог подчеркнул, что эти комплексы находятся на вооружении армянской армии, поставлены в Армению задолго до апрельских событий и не имеют отношения к известному российскому кредиту в 200 миллионов долларов. “Естественно, Армения может свободно использовать данные средства в случае необходимости”, – уверен Минасян.

С целью финансирования поставок продукции военного назначения российского производства, правительства Армении и РФ подписали в 2015 году соглашение о предоставлении Еревану государственного экспортного кредита в размере до 200 миллионов долларов, сроком на десять лет, с отсрочкой выплат до начала 2018 года.

В рамках российского кредита Армения планирует приобрести у РФ пусковые установки реактивной системы залпового огня “Смерч” и боеприпасы к ней, зенитные ракетные комплексы “Игла-С”, наземные комплексы исполнительной радиотехнической разведки “Автобаза-М”, тяжелые огнеметные системы ТОС-1А (“Солнцепек”) с транспортно-заряжающими машинами, управляемые ракеты 9М113М, гранатомёты РПГ-26, снайперские винтовки Драгунова, бронеавтомобили “Тигр”, инженерные средства и средства связи.

Вместе с тем, по словам эксперта, эти комплексы имеют возможность спутникового наведения и целеуказания, а у Армении нет собственной орбитальной группировки. “Понятно, что для ударов по некоторым мобильным и быстроперемещающимся целям, армянской стороне будут нужны данные со спутников и разведывательных инфраструктур. С другой стороны, для нанесения ударов по достаточно важным стационарным инфраструктурным и военным целям вглубь территории Азербайджана, не требуется привязка к системам спутникового наведения, которую Армения может получить от своего стратегического союзника”, – пояснил военный эксперт.

По его мнению, с учетом международных ограничений, Армении, скорее всего, были поставлены “Искандеры” с дальностью стрельбы до 300 км, “но никакие запреты не мешают модернизировать системы, увеличив радиус действия ракет”.

“Ракетный комплекс оперативно-тактического назначения “Эльбрус” уже был ранее модернизирован армянскими специалистами, и в мировой практике известны случаи увеличения дальности. Можно предполагать, что с учетом широкого научно-исследовательского и производственного потенциала ВПК Армении, в дальнейшем появится возможность модернизации ракетных комплексов “Искандер”, – отметил Минасян.

Источник: NewsArmenia

AnalitikaUA.net