Політика

Эксперт: ВС Азербайджана не достигли значимого военного успеха – в отличие от Армянской армии

voyna

Боевые действия в зоне карабахского конфликта, вспыхнувшие в ночь с 1 на 2 апреля и приостановленные в полдень 5 апреля, стали самой крупной «разморозкой» конфликта с момента подписания московского соглашения «О прекращении огня» в мае 1994 года. Однако, по положению на сегодняшний день, Баку, де-факто не признает этого соглашения и отказывается от его имплементации. Об этом пишет независимый журналист, политический обозреватель Давид Петросян на сайте «Военно-политическая аналитика».

Эксперт отметил, что боевые действия были инициированы азербайджанской стороной, и что приказ на применение силы исходил лично от президента Азербайджана Ильхама Алиева и именно он несет соответствующую политическую ответственность.

По его словам, основные военно-политические цели, поставленные перед азербайджанской стороной, накануне начала боевых действий, могли заключаться в максимальном захвате территорий, с целью изменения конфигурации линии соприкосновения, чтобы, угрожая дальнейшей эскалацией конфликта, оказать давление на международных посредников из Минской группы ОБСЕ с целью формирования выгодного для Баку пакета предложений, основанных исключительно на принципе территориальной целостности Азербайджана. «С помощью стратегического союзника – Турции можно было бы попытаться перенести урегулирование конфликта в иные международные структуры», – считает эксперт.

Одновременно, как пишет он, администрация Алиева преследовала и такие параллельные цели, как отвлечение внимания собственного общества от ухудшившейся социально-экономической ситуации, обусловленной падением цен на нефть, поднятие собственного рейтинга и улучшение имиджа, а также закрытие вопроса о малоэффективном использовании выделяемых на вооружение и строительство армии финансовых средств.
В ходе четырехдневных боев азербайджанская армия использовала практически все свои ударные средства за исключением самолетов ВВС. Из авиации были использованы лишь ударные и многоцелевые вертолеты. Из новейших систем вооружения, приобретенных относительно недавно в России, 4 апреля были сделаны оказавшиеся неудачными попытки использовать РСЗО «Смерч» и тяжелую огнеметную систему «Солнцепек».

Как подчеркивает эксперт, одна из причин, по которой азербайджанская сторона не рискнула использовать боевые самолеты, состоит в высокой боеспособности сил ПВО Армии Обороны Нагорно-Карабахской Республики (НКР). За 4 дня боевых действий было сбито 12 беспилотников противника и еще три в период 7-8 апреля (уже после восстановления режима прекращения огня).

Азербайджанский спецназ, прорвав первую линию обороны при поддержке бронетехники, в дальнейшем попал под сильный огонь и в окружение. Этим и объясняются потери личного состава, которые, по оценке Австралийского института изучения Холокоста и Геноцида, составляют свыше 400 человек. Безвозвратные потери (со 2 по 13 апреля) армянской стороны составили 79 человек. Азербайджанская сторона же поначалу сообщала о 31 погибшем, а затем засекретила данные о потерях, объявив, что эти сведения являются «государственной тайной».

Согласно официальным армянским источникам, в период боевых действий, помимо БПЛА Армии обороны НКР удалось уничтожить 24 танка, ТОС-1А «Солнцепек» – 1, БМП – 1, бронемашин – 6, инженерная машина – 1, РСЗО «Град» – 1, вертолетов – 2.

Петросян подчеркивает, что в течение 4 дней боев азербайджанская сторона потеряла, без малого, целый танковый батальон и еще 7 единиц другой бронетехники. По оценке эксперта, причинами таких потерь может быть плохая выучка и неопытность личного состава азербайджанских ВС, недооценка действий противотанковых подразделений армянской стороны, показавших хорошую выучку и умелое использование штатного вооружения. Кроме того, противник был намерен в короткий промежуток времени достичь существенных успехов на отдельных направлениях ведения боевых действий, но они не увенчались успехом, так как были плохо подготовлены и действия азербайджанских танкистов не отличались слаженностью.

Азербайджанская сторона не смогла взять под контроль ни один населенный пункт (!). «Современное оружие, состоящее на вооружения азербайджанской армии, зачастую использовалось не очень грамотно и малоэффективно», – пишет Петросян, отметив, что даже азербайджанский спецназ так и не смог выполнить тактическую задачу до конца.
Что касается армянской стороны, то она, по словам эксперта, проявила стойкость и маневренность в обороне. Особо отмечается, что 18-20-летние военнослужащие срочной службы, наряду с контрактниками, действовали против элитных подразделений противника достаточно профессионально. Бои 2-5 апреля продемонстрировали, что призывная армия, при должном уровне обучения личного состава и соответствующей мотивации, достаточно боеспособна.

В свою очередь сайт американского издания «The Washington Post» пишет, что карабахский конфликт является одним из наименее обсуждаемых, но наиболее трудноразрешимых конфликтов в мире. Посреднические усилия Россия, Франции и США в рамках Минской группы ОБСЕ оказались неплодотворными.

Согласно материалу, министр обороны НКР генерал-лейтенант Левон Мнацаканян заявил, что апрельским событиям предшествовали тревожные знаки в виде перманентного нарушения режима прекращения огня, в результате чего погибали и получали ранения солдаты. Также наблюдалось пополнение Азербайджаном своего арсенала новыми российскими танками, израильскими беспилотниками и турецкими ракетами.

«Итоги четырехдневной войны свидетельствуют о том, что мы обладаем военной техникой, а наша боевая готовность достаточна для того, чтобы остановить любого противника. Если война продолжится мы не только отбросим его, но и продвинемся вперед», – заявил министр обороны НКР.

По словам автора, по дороге в степанакертский аэропорт можно увидеть памятник – национальный символ – лица пожилых мужчины и женщины, тела которых будто вкопаны в склон холма. Официальное название памятника “Мы и наши горы”, носящий в себе скрытое сообщение: “Мы не уйдем отсюда”», – пишет автор материала.

Между тем, в интервью Радио «Ватикан» ассоциированный сотрудник Королевского института международных отношений «Chatham House» Лоуренс Броерс заявил, что после окончания войны в 1994 году между сторонами конфликта не было заключено мирного договора, однако было заключено соглашение о прекращении огня. С середины 2000 года Азербайджан на нефтедоллары наращивал свою военную мощь, чтобы «накалить ситуацию в зоне конфликта». По его словам, в данной эскалации нет ничего удивительного.

«Ситуация становится все более нестабильной. За последние несколько лет нарушение режима прекращения огня становилось все более существенным с точки зрения его масштабов», – отметил он.

В то же время эксперт выразил обеспокоенность в связи с отсутствием активного миротворческого процесса. Он отметил, что международное сообщество должно больше внимания уделять данному конфликту и сосредоточиться на разрешении ситуации. Кроме того, по словам Броерса, недавняя эскалация напоминает об ужасающих погромах, имеющих место в ходе предыдущей войны. Он предполагает, что до тех пор, пока ситуация не будет разрешена обе стороны будут жить в постоянном страхе перед массовыми убийствами и этническими чистками.

Источник: Panorama

AnalitikaUA.net