Політика

Washington Post – воспоминания Моргентау и еще 3 американцев о Геноциде

Геноцид армян

Газета Washington Post представила рассказы 4 американцев, находившихся в Османской империи – посла США Генри Моргентау, а также консула в Алеппо и двух проповедников. Рассказы взяты из книги «Великая катастрофа: армяне и турки под тенью Геноцида», которую составил Томас де Ваал, эксперт по Кавказу и черноморскому региону в центре Карнеги. В статье говорится:

«Судя по всему, президент Обама не произнесет слова «геноцид» в пятницу. Большинство историков сходятся во мнении о масштабах репрессий в апреле 1915 г. Но вопрос о том, как их поминать, десятилетиями сопровождается спорами и застарелой злобой.

Обама – не единственный, кто избегает слова на «Г». Вместе с ним так поступают многие мировые лидеры, в том числе генеральный секретарь ООН Пан Ги-Мун.

Но было время, когда международное сообщество проявляло больше уверенности. Частично это касается и США: одними из первых о событиях 1915 года стали заявлять именно американцы, находившиеся в Османской империи. Некоторые даже называли резню армян моральным оправданием для вступления в войну США, против Германии и ее союзников.

Жестокости были не только против армян. Всего в 1914-22 гг в Османской империи, по разным оценкам, погибло около 5 млн человек.

Представляем свидетельства 4 американцев, из новой книги.

Генри Моргентау, посол США в Османской империи, в депеше госсекретарю Роберту Лэнсингу, 10 июля 1015 г, писал:

«Преследование армян приняло невиданные размеры. Не по требованию общества или фанатиков, но по волюнтаристским решениям из Константинополя, под объяснением военной необходимости – зачастую в районах, где какие-либо военные действия маловероятны.

Мусульманская и армянская общины жили в мире, но поскольку армянские добровольцы, многие – российские подданные, воевали с российской армией на Кавказе, а другие помогали русским в их завоеваниях… Турки устроили ужасную месть. Большинство преследуемых – невиновны перед османским правительством и лояльны ему».

Приказы из Константинополя не везде выполнялись одинаково. В некоторых регионах армянам дали покинуть свои дома. В других – писал Генри Риггс, американский пастор в Восточной Анатолии – «мужчины редко покидали область живыми». По разным рассказам мужчин и мальчиков старше 12 лет систематически убивали. Женины и дети страдали и от конвоиров-солдат, и от курдских банд. Многие умерли от истощения в первые же несколько дней.

«О том, что происходило с женщинами, когда нападавшие знали, что им ничто не угрожало, рассказывать не нужно. Достаточно сказать о многочисленных самоубийствах на берегу реки Евфрат. Хотя женщины, которые убегали от конвоиров и приходили к нам в поисках приюта, в ужасающих подробностях рассказывали, что происходило».

Мэри Гэффрем, другой миссионер из США, шла с группой армян их города Сивас в центральной Анатолии.

«Повсюду, насколько хватало глазу, были ползущие повозки с волами. Часами по пути было не найти и капли воды, на самом солнцепеке. Слабые начали падать, мы видели вчерашних мертвых. Курды, работавшие в поле, постоянно нападали. Я собрала как можно больше людей в наши повозки, и наши воспитанники, мальчики и девочки, стали маленькими героями. Одна девочка забрала ребенка у мертвой матери и несла его до вечера. Другая несла умиравшую женщину, пока та не скончалась».

Джесс Джексон, консул США в Алеппо в депеше в сентябре 1916 года написал, что видел в городе неподалеку.

«Впечатление, которое оставляет огромная равнина Мескене, побуждает в нас горечь и жалость. Данные, которыми я располагаю, позволяют предположить, что там похоронено почти 6 тысяч армян, умерших или от голода, или от лишений, или от кишечных заболеваний и тифа. Женщины, дети и старики».

Живых армян, которых он встретил, он назвал «живыми призраками».

Источник: News.am

AnalitikaUA.net