Соціум

Праздник Вардавар – переплетение традиций

Вардавар

Армянские языческие и христианские праздники с течением времени тесно переплелись, и лишь благодаря христианству удалось сохранить многие из них, сказал в пятницу журналистам директор института литературы Вардан Деврикян.

“У нас есть много народных праздников, которые представляют собой гармоничное и очень тесное переплетение национальных и христианских духовных традиций. Ярким примером тому служит горячо любимый армянским народом Вардавар”, – сказал Деврикян.

По его словам, многие ошибочно полагают, что христианство искоренило древние армянские языческие праздники и народные традиции, но это не так. “Наоборот, именно христианство помогло сохранить их и донести до наших дней, оно построило свои храмы на языческих капищах”, – сказал он.

Христианство, по словам Деврикяна, связало праздник Преображения Господне с Вардаваром, чтобы он обрел новый духовный смысл, сохранив в то же время элементы языческой культуры, имевшие право на существование.

“Я бы даже сказал, что Армянская Апостольская Церковь – это в каком-то смысле армянское язычество в христианской форме”, – добавил он.

В свою очередь художественный руководитель народного театра “Тонацуйц” Асмик Баграмян отметила, что, несмотря на более чем тысячелетнюю историю, праздник Вардавар достаточно хорошо сохранился, хотя и утратил многие свои элементы.

В настоящее время в народе этот праздник ассоциируется с обливанием друг друга водой, однако, в старину в этот день совершались паломничества в монастырь Сурб Карапет в Муше (территория современной Турции).

На территории Армении, по словам Баграмян, местом паломничества служит монастырь Ованаванк в Лори.

Вардавар считался также праздником кузнецов и канатоходцев, а также днем. когда пробовали новый урожай яблок.

“Согласно традиции, яблоки, как символ любви и плодородия, разрешалось есть лишь после празднования Вардвара, в народе считали, что это приносит счастье”, – заметила Баграмян.

Преображение Господне – один из пяти Великих праздников Армянской Церкви и один из самых любимых в народе.

Согласно Евангелию, когда Спаситель с тремя апостолами – Петром, Иаковом и Иоанном – поднимался на гору Фавор, им явились пророки Моисей и Илия. Разговаривая с ними, Христос преобразился, а Его одежды стали белее снега.

О Преображении Христа свидетельствуют евангелисты Матфей (17: 1-13), Марк (9:1-12) и Лука (9:28-36). «И преобразился пред ними: и просияло лицо Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет. И вот явились им Моисей и Илия, с ними беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И услышавши ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус приступив коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведши же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса» (Мат. 17:2-8).

По преданию Армянской Церкви, Св. Григорий Просветитель назначил праздник Преображения на первый день армянского календаря – 1-е число месяца Навасард (11 августа).

В этот день отмечался языческий праздник, и некоторые его элементы сохранились в обрядах народного празднования Преображения. К примеру, в этот день принято обливать друг друга водой, выпускать голубей и т.д., но Церковь дала этим обычаям христианское толкование как воспоминание о Потопе и о голубе Ноя.

В VI веке Католикос Мовсес II (574-604) включил праздник Преображения в пасхальный цикл и назначил его на 7-е воскресенье после Пятидесятницы. Таким образом, праздник стал переходящим (от 28 июня до 1 августа).

Понедельник после Преображения – день поминовения усопших, говорится на официальном сайте Араратской Патриаршей Епархии.

Источник: NewsArmenia

AnalitikaUA.net