Політика

Память без совести не может быть справедливой – турецкий журналист

Кадри Гюрсел

Прибывший на прошлой неделе с турецкими журналистами в Армению Кадри Гюрсел в своей статье, опубликованной в газете Milliyet, коснулся необходимости взглянуть в лицо 1915г., поведения действующих властей Турции и сравнения их с предыдущими властями. Статью представляем с частичными сокращениями: «Невозможно не заметить, что в руководимой партией «Справедливость и развитие» Турции точка зрения вокруг Армянского вопроса, по сравнению с прошлой Турцией, несравнимо более передовая.

Официальная идеология Турции прошлого была такова: «Мы не резали армян, это они нас резали», а Турция во главе с партией «Справедливость и развитие» говорит: «Мы признаем, что погибли армяне, но и они нас убивали».

И сравнение этих трагедий, их уравновешивание они назвали «Справедливой памятью». Говоря о «справедливой памяти» в эфире одной турецкой телекомпании 22 апреля, премьер-министр Ахмет Давутоглу заявил: «История – серая территория, не белая. Для того, чтобы взглянуть в лицо своей историей мы в Турции начали говорить по-иному. Ныне мы гораздо спокойнее говорим. Нужна справедливая память. Разделяя все трагедии, нужно понять друг друга». Под этими словами Давутоглу кроются темные пятна.

В действительности, власти из партии «Справедливость и развитие» вовсе не пошли на искреннее примирение с историей, а формулировка «справедливая память» официальной идеологии используется для сокрытия неискренности. Может ли разделение горя быть с предусловиями? «Если хотите, чтобы мы разделили вашу боль, то и вы должны разделить нашу…» .

Смысл вышесказанного в этом. Посредством формулировки «справедливая память» пытаются скрыть преступление 1915г. против человечества в отношении армян в Османской империи в геополитической повестке Первой Мировой войны.

У меня появилась возможность узнать мнение армян о «справедливой памяти» на прошлой неделе, когда по приглашению фонда «Грант Динк» группа журналистов посетила Ереван. Я спросил о пережитой турками трагедии директора музея-института Геноцида армян Айка Демояна. Ответ Демояна был таков: «После Геноцида люди, будучи переполненными мести, убивали. Безусловно, все невинные жертвы должны быть упомянуты, однако действительность не изменить.

Когда государство выносит решение об уничтожении людей, то это не сравнить с другим». Пока Турция не примирилась с совершенным в отношении армян в 1915г. злодеянием, не смирилась со своей коллективной совестью, за этой трагедией последует и другое зло. А жертвами злодеяний всегда являются меньшинства страны.

В 1934 году евреи в Траки, в 1938-ом алавиты в Дерсиме, в 1955-ом религиозные меньшинства во главе с греками, в 1978-ом в погромах в Мараше алавиты, в 1993-ем вновь алавиты в Сывасе, в 2012-ом курды… Важнейший путь предотвращения этого зла – искреннее признание основного злодеяния– событий 1915г.

И это признание не должно ограничиваться только признанием Геноцида армян. Для того, чтобы добраться до совести общества, произошедшее в 1915г. должно исследоваться и обсуждаться в свободной среде. Отношения с Арменией должны быть урегулированы без предусловий, вопрос должен быть включен в учебники, и на этих землях должна быть возрождена культура древних армян, чтобы обеспечить совместное будущее. Память без совести не может быть справедливой».

Источник: Tert.am

AnalitikaUA.net