Політика

Турецкий обозреватель: Как я принял Геноцид армян

Genotsid armyan

AnalitikaUA.net. Приводим статью обозревателя турецкой газеты «Sabah», политического комментатора Расима Озана Кютахьялы, опубликованную в «Al-Monitor», со значительными сокращениями:

Наступает еще одно 24 апреля. Будучи поворотным пунктом в истории Ближнего Востока, эта дата знаменует в этом году 99-ю годовщину катастрофы 1915 года. Девяносто девять лет назад один из христианских народов региона, армяне, пал жертвой большой трагедии, которую они называют «Мец Егерн», или геноцид.

Сегодня я расскажу о моем собственном интеллектуальном путешествии и об испытанной мной трансформации сознания по этому вопросу в качестве турка. Я говорю о том, как я принял резню армян и христиан и как правда ранила мое внутреннее существо. Дорога к принятию была определенно трудна, но я в конце концов смирился с истиной. Армяне были вырваны с корнем из земли, где я жил. Сотни тысяч из них были жестоко убиты по приказу младотурецкого правительства Талаата-паши. В ходе последовавшей кемалистской эпохи христиане и евреи Турции вновь были изгнаны со своей родины. Это был очевидный акт этнической чистки, который отрицало государство, к которому я принадлежал. Такое отрицание среди всего прочего позорно.

Когда я учился в средней школе, я впервые заинтересовался событиями 1915 года. Наши кемалистские учителя говорили об «армянских претензиях» и «армянской лжи». Кемалистское образование, полученное нами в предыдущих классах, уже привило мне и моим одноклассникам антиармянские настроения. Затем нам показали спонсируемый правительством документальный фильм, согласно которому турки, по сути, стали жертвами геноцида от рук армян.

Документальный фильм был смешным, лишенным качества и интеллектуальной проницательности. Я не убедился. С другой стороны, будучи ребенком из турецкой семьи, я не хотел верить, что «мы» убивали армян. Текущая официальная позиция Турции, что это была не резня, а взаимные убийства, была на ранней стадии в 1990-х годах. Чтобы успокоить мою собственную совесть, я принял этот тезис как наиболее правдоподобный.

Я начал читать исследования, которые поддерживают официальную версию событий. Хотя я никогда не читал исследования, подтверждающие геноцид, я постепенно начал чувствовать, что с протурецкими аргументами что-то было не так. Турецкая литература на эту тему варьировала от «Ничего не случилось» до «Убийства были взаимными» и в конечном итоге до вывода «Да, это действительно произошло, но это было необходимо». На этом этапе у меня изменилась точка зрения. Как турок, я мог бы ощущать желание обманывать себя, но одобрить аргумент, который по большому счету сводится к следующему: «Да, мы сделали это, и мы были правы, делая это»,– мне показалось жестоким и просто аморальным.

В моем случае даже протурецкие труды, которые я прочитал, чтобы обмануть себя и облегчить свою совесть, в конечном итоге привели меня к выводу, что произошедшее было преступлением против человечности. Но в то же время я пришел к выводу, что называть целую нацию палачом другой нации – не меньший интеллектуальной нонсенс, чем видеть врага в каждом члене другой нации. Это справедливо не только в турецко-армянском контексте, но и в немецко-еврейском и сербско-боснийском.

Настоящий убийца – это не нация, а склад ума, который оправдывает истребление этнических или религиозных групп якобы для высокой цели. Это такое отвратительное, ориентированное на результат мышление, которое сделало возможным все массовые убийства и геноциды, считая все средства законными в достижении предполагаемой священной цели. В связи с событиями 1915 года лишенный морали и совести склад ума возник в воплощении идеологии младотурок, которую олицетворял Талаат – человек, рассматривавший людей всего лишь как предметы в его проектах по инженерии населения.

Вот моя личная история. Я больше не обманываю себя. То, что произошло на этих землях в 1915 году, было большой трагедией, геноцидом против армян, преступлением против человечности. Каждое «но» в связи с этим преступлением вызывает у меня тошноту.

Источник: News.am