Політика

The Washington Post: Как должна реагировать Европа?

Бренда Шафер

Приводим опубликованную в «The Washington Post» статью приглашенного исследователя в Центре российских, евразийских и восточноевропейских исследований Джорджтаунского университета Бренды Шафер со значительными сокращениями:

Встреча президента Обамы в этом месяце с лидерами «Большой семерки» была сосредоточена на европейской энергетической политике. В то время как западные лидеры ищут правильный ответ, они должны помнить, что зависимость Европы от российских энергоносителей не возникла неожиданно. Наоборот, это результат тщательного планирования и претворения в жизнь на протяжении десятилетий. Невозможно что-либо противопоставить этой зависимости без одинаково дисциплинированной политики, проводимой государственными учреждениями.

Чтобы достичь своей цели энергетического господства в Европе, Россия не оставила камня на камне, а те, кто вставал на пути, иногда платили за это цену. В 2009 году, когда Туркменистан вступил в переговоры с Европейским союзом о строительстве газопровода в Европу через Каспийское море, газовый клапан был закрыт на российской стороне совместного трубопровода. Это вызвало взрыв, который на какое-то время вывел из строя инфраструктуру по экспорту туркменского газа.

Москва предприняла шаги, чтобы заблокировать выход Ирана на европейские газовые рынки. В 2006 году российская компания «Газпром» купила трубопровод из Ирана в Армению и ограничила его размер, чтобы его нельзя было использовать для передачи иранского газа в Европу. Там, где Москве в целом не удалось предотвратить появление новых поставщиков, она находила способы подорвать проекты. Москву явно не устраивает перспектива трубопровода «Южный газовый коридор», по которой газ будет доставляться из Азербайджана в Южную Европу. А когда импортирующие государства не могут оплачивать свои счета, «Газпром» просто берет их внутренние газотранспортные системы и другую энергетическую инфраструктуру в качестве оплаты, еще больше углубляя контроль Москвы над своими соседями. В январе Армения таким образом потеряла свой последний пакет акций в местной газовой компании.

Все это вызывает вопрос: как должна реагировать Европа? К сожалению, ее ответом было стимулирование «либерализации» своих рынков природного газа и электроэнергии, в том числе путем приватизации, разделения газовых энергетических компаний и поощрения более коротких контрактов на поставку. Однако только рынка не будет достаточно, чтобы противостоять непреклонной России. Национальные учреждения, а также учреждения ЕС должны играть более активную стратегическую роль.

Источник: News.am

AnalitikaUA.net