Політика

Иракские власти пока устояли под ударами исламистов

Ирак

Блиц-криг, начатый боевыми отрядами «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ), захлебнулся. Но по факту джихадисты уже контролируют довольно обширный кусок страны, где намерены создать собственное государство – халифат. Эту же цель они ставили себе в Сирии, но там их потеснила армия Асада.

В активе у ИГИЛ несколько тысяч боевиков, оружие и боеприпасы, которые они захватили с собой из Сирии. Молниеносно захватив 11 июня Мосул – второй по величине город на севере страны – они двинулись на юг к Багдаду. При этом их арсенал значительно пополнился оружием, захваченным в полицейских участках и брошенных военных частях. Еще им досталось полмиллиарда золотых слитков и других ценностей, хранившихся в местных банках. Под контролем ИГИЛ частично находятся города Тикрит и Байджи, где расположен крупейший нефтеперерабатывающий завод Ирака. Он, уверяют власти, остался под контролем правительства: объект охраняют спецназовцы. Но, что немаловажно, боевики пользуются значительной поддержкой снизу.

«Считать, что в Ираке идет война исключительно с террористами ИГИЛ – ошибочное упрощение, – сказал «Вестям» президент Центра ближневосточных исследований Александр Богомолов. – Против правительства выступают и другие отряды мусульман-суннитов (они составляют не менее трети населения – Авт.). Их конфликт с правительством мусульман-шиитов во главе с Нури аль-Малики продолжается уже достаточно давно. И это стало почвой для того, что произошло. Если бы это были только отряды ИГИЛ, конфликт бы уже был погашен. Но моментом воспользовались и другие воинствующие суннитские группы».

Основные бои сейчас идут в районе города Самарра, что в 150 км от столицы. Примечательно, что именно там родился предводитель ИГИЛ Абу Бакр аль-Багдади. Армия Ирака, поначалу быстро сдававшая позиции, получила подмогу в лице добровольцев из мусульман-шиитов и начала контрнаступление. Ей на помощь пришли также отряды «стражей революции» из Ирана. По слухам, это 2000 человек, хотя официально в Тегеране опровергают участие их солдат в конфликте. На северо-востоке джихадистам противостоят военные отряды курдов – «пешмерга».

Назвать Ирак спокойным регионом нельзя было и до вторжения боевиков. Нынешнее правительство во главе с премьер-министром Нури аль Малики управляет страной с 2006 года. Оно сменило временные власти, установленные при участии США после свержения Саддама Хусейна. Но Малики не контролирует всю территорию Ирака. Северо-восточными провинциями управляют получившие широкую автономию курды. Найти общий язык с мусульманами-суннитами Малики не удалось. Страну регулярно сотрясали кровавые теракты, направленные против шиитов.

США пока ограничились тем, что направили в Персидский залив авианосец «Дордж Буш». Власти Ирака просят американцев применить против боевиков авиацию. Но Обама заявил, что ему потребуется несколько дней для того, чтобы обдумать возможную военную операцию. Он подчеркнул, что американские сухопутные войска в Ирак направлены не будут.

Среди западных политиков и экспертов сейчас разгорелась бурная дискуссия о том, было бы возможно нынешнее положение дел в Ираке, если бы у власти оставался авторитарный Саддам Хусейн. «Ирак погружается в такую пучину насилия и беспорядков, что его существование в качестве суверенной державы ставится под вопрос. Есть много причин, которые привели к столь катастрофическому состоянию вещей. Главная среди них – решение, принятое более 10 лет тому назад президентом США Джорджем Бушем и премьер-министром Великобритании Тони Блэром сместить Саддама Хусейна, не подумав о последствиях, к которым приведет для Ирака устранение диктатора», – написал бывший посол Великобритании в США Кристофер Майер в своей статье для Daily Mail.

Тони Блэр в ответ заявил, что Хусейн не изменил бы ситуацию. По словам экс-премьера, «арабская весна» запустила процессы, с которыми диктаторские режимы не справляются. Пример – соседняя Сирия, где авторитарный Башар Асад уже три года ведет гражданскую войну с повстанцами.

На фоне новостей из Ирака мировые цены на нефть пошли вверх. В пятницу они достигли $114 за баррель. Впрочем, эксперты уверены, что это временный скачок. «Нет никаких оснований, чтобы на следующей неделе цена поднималась выше $112 за баррель. Недостаток нефти, которую поставляет на рынок Ирак легко может компенсировать Саудовская Аравия. К тому же, Иран наконец-то договорился с «шестеркой» и вскоре тоже вернется на рынок», – сказал «Вестям» директор спецпроектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев.

Источник: Vesti.ua

AnalitikaUA.net