Соціум

Баку-90: «С бакинских улиц еще не успели убрать трупы, а боссы демократической оппозиции уже начали переписывать историю»

Баку-90AnalitikaUA.net. Продолжаем публикацию материалов, посвященных 24-й годовщине геноцида армян в Баку. Сегодня представляем выдержки из интервью председателя КГБ Азербайджана в период августа 1989 – сентября 1991гг., генерал-майора Вагифа Гусейнова газете «Московский комсомолец». Автор статьи – Михаил Ростовский.

На просторах бывшего СССР к интеллигенции было принято относиться с придыханием. А между тем во времена агонии «великого и могучего» действия представителей именно этого социального слоя привели к большой крови. Лидер азербайджанской оппозиции, филолог и бывший диссидент Абульфаз Эльчибей – фигура абсолютно типичная для того времени. Точно так же себя вело огромное число лидеров национальной интеллигенции чуть ли не в каждой советской республике. Разница лишь в том, что одним – как тому же Эльчибею или Гамсахурдиа в Грузии – удалось прийти к власти. А других удалось остановить.

В.Г.: В октябре 1989-го я встретился с лидерами Народного фронта — будущим президентом Азербайджана Абульфазом Эльчибеем и Этибаром Мамедовым. Тогда я их спросил: “Почему вы не хотите пойти по пути народных фронтов Литвы, Латвии и Эстонии? Вы тоже можете в рамках конституции и существующих законов добиваться избрания в Верховный Совет”. Они ответили, что, мол, каждая страна имеет свои особенности. “И вообще, завоевание свободы не бывает без крови. Да, мы знаем, что будут жертвы! Но это будут жертвы во имя свободы!”. “Вы берете на себя ответственность за будущие жертвы? Вы сознательно ведете людей на кровопролитие?” – воскликнул я. “Да, мы считаем, что чем больше прольется крови, тем лучше будет сцементировано мужество и идеология нации”, – таким был ответ.

Беспорядки в Баку тщательно готовились Народным фронтом. В новогоднюю ночь толпой была разрушена госграница с Ираном. А 11 января в Баку начались погромы. Всего по городу ходило около 40 групп (от 50 до 300 человек), занимающихся погромами. Царила полная анархия. Милиция ничего не могла сделать. 59 человек (из них 42 армянина) было тогда убито, около 300 ранено (данные занижены в десятки раз. – Примеч. ред. Panorama.am).

Ни в одной нормальной стране центральные власти не могут игнорировать подобные погромы. Восстановление порядка с использованием силы было прямой конституционной обязанностью Москвы. Перед вводом войск в Баку у боссов НФА был шанс избежать еще большей крови. Так вспоминает то время Гусейнов:

В.Г.: О предстоящем вводе войск центр нам не сообщил. Но КГБ располагал службой, контролировавшей радиоэфир. И 19 января мы заметили большую активность на используемых военными частотах. Стало понятно, что войска готовятся войти в город. Я по собственной инициативе вновь встретился с Эльчибеем, сказал ему, что надо предпринять все меры для того, чтобы избежать столкновения жителей Баку с войсками. В ответ Эльчибей пообещал мне поговорить с руководителями Народного фронта.

В пять часов вечера он мне позвонил и сказал, что лидеры НФА вышли из его подчинения. Поэтому он ничего не может сделать. Эльчибей также заявил, что ЦК, правительство тоже виноваты. Они довели ситуацию до такого тупикового состояния.

Я знаю, что, говоря о выходе прочих лидеров Народного фронта из-под его контроля, Эльчибей лгал. В чем был смысл позиции НФА? Они хотели замазать кровью тогдашнее руководство ЦК, держать их на коротком поводке, напоминая об этих событиях. А также привлечь внимание мировой общественности. Эльчибей так прямо и заявил: пока в Тбилиси не пролилась кровь, международные правовые организации не обращали на Грузию никакого внимания…

20 января ночью в Баку вошли войска. Из-за баррикад в них стреляли и оказывали сопротивление. Всем этим управлял Комитет обороны Азербайджана – самопровозглашенный неконституционный орган, целиком состоящий из активистов Народного фронта.

С бакинских улиц еще не успели убрать трупы, а боссы демократической оппозиции уже начали переписывать историю. «Вторжение в Баку огромного контингента частей Советской Армии и внутренних войск сопровождалось особенной жесткостью и невиданными зверствами. В результате расправы над мирным населением и незаконного введения войск 131 мирный житель был убит, 744 – ранено, 841 – незаконно арестован… Военнослужащими было разрушено и сожжено 200 домов и квартир», – так уже долгие годы выглядит официальная азербайджанская версия трагедии. Про погромы и прочие «неудобные» детали тех событий не сказано ни слова.

Источник: Panorama.am, Karabakhrecords.info