Політика

Адекватный ответ или дипломатия?

удар

Не пора ли уже отказаться от термина “замороженный конфликт” в отношении нагорно-карабахского конфликта? Какой же он замороженный, если с азербайджанской стороны периодически обстреливаются населенные пункты Армении, ведется снайперская война, осуществляются диверсионные вылазки, и в результате этих действий имеем потери не только среди военнослужащих, но и гражданского населения!

ДЕ-ФАКТО МОЖНО ГОВОРИТЬ О ТОМ, ЧТО АЗЕРБАЙДЖАН ВЕДЕТ локальные военные действия против Армении и Арцаха: как свидетельствует беспристрастная статистика, с начала года азербайджанские вооруженные формирования нарушили режим прекращения огня тысячи раз, ими было предпринято более десятка диверсионно-разведывательных вылазок…

Представители Минобороны Армении и Арцаха утверждают, что армянские подразделения контролируют ситуацию и что нет худа без добра: азербайджанские провокации заставляют армянские стороны конфликта принимать дополнительные меры по укреплению приграничья. Не верить этим заявлениям нет никаких оснований, и потери азербайджанских военных – прямое тому свидетельство.

Потери азербайджанских вояк растут по мере роста провокационных действий, но проблема в том, что для бакинской элиты это мелочи, с которыми не стоит считаться. Эскалация напряженности в приграничье свидетельствует о том, что ответные меры армянских подразделений – не тот уровень возмездия, который заставил бы агрессивного соседа вести себя в рамках приличий.

Другое дело, если бы международное сообщество применило к агрессору меры санкционного характера, которые бы ударили по непосредственным интересам бакинской правящей элиты. Но, увы, серьезно об этом говорить не приходится, пока посредники Минской группы, между прочим три постоянных члена Совбеза ООН, даже в осуждающих азербайджанские вылазки своих заявлениях стараются тщательно соблюдать паритет. Как разъяснил недавно посол Франции в Армении, таковы, дескать, законы “дипломатического жанра”.

Однако неужели посредники не видят, что, соблюдая пресловутый дипломатический этикет, фактически провоцируют агрессора на новые авантюры? И уже даже не важно, является ли это отражением комплекса неполноценности лидера Азербайджана или желанием продавить за переговорным столом свое видение нагорно-карабахского урегулирования. Важнее то, что Ильхам Алиев уже понял: за мелкие диверсии ему ничего не будет. Если мировое сообщество “с пониманием” относится к происходящему, почему бы не поиграть покрупнее и не повысить ставки? Как следствие, стрельба ведется уже не только и даже не столько в направлении карабахских постов, сколько по населенным пунктам Тавушского марза и на нахиджеванской границе.

НАВЕРНОЕ, АРМЕНИИ НАДО БРАТЬ ПРИМЕР С ИЗРАИЛЯ, где за одного убитого гражданского израильтянина тут же следует такой адекватный ответ, который приводит к гибели десятков гражданских палестинцев…

А что остается? Сидеть и отслеживать степень адекватности Алиева? Очевидно, что созданный в результате агрессии Баку против Арцаха пояс безопасности недостаточен для того, чтобы обеспечить мирную жизнь гражданского населения армянского приграничья. С этим надо что-то решать, причем решать более радикально, чем строительство заградительных стен вокруг школ и детских садов.

Так что выбор не особенно велик: либо по-израильски, либо путь дипломатического давления. Но последнее, как уже отметили, не срабатывает, наверное, потому, что в ОБСЕ, под эгидой которой проходит переговорный процесс, все вопросы решаются консенсусом и, пользуясь этим, официальный Баку препятствует даже расширению миротворческих функций офиса ОБСЕ. О чем говорить, если, как заметил недавно на состоявшемся в Ереване форуме по проблемам миротворческих операций депутат парламент Армении Теван Погосян, Баку ставит вето даже на бюджет уборщицы офиса ОБСЕ в Степанакерте…

Рубен МАРГАРЯН

Источник: Голос Армении

AnalitikaUA.net