Політика

Загадки предлагаемого диалога

Загадки предлагаемого диалогаAnalitikaUA.net. 10 сентября азербайджанский президент дал “свою оценку” готовности Еревана вступить в Таможенный союз: “Во-первых, Азербайджан развивается, а Армения терпит спад. Это уже реальность. Азербайджан постепенно усиливается, а Армения – слабеет. Растет экономическая и военная мощь Азербайджана, а Армения уже призналась, что не может обеспечить свою безопасность собственными силами и последние события являются наглядным доказательством этого. Мы же полностью живем за свой счет, и свое развитие, и свою безопасность обеспечиваем сами”.

В ТЕ ЖЕ ДНИ ДЖЕЙМС УОРЛИК – НОВЫЙ АМЕРИКАНСКИЙ СОПРЕДСЕДАТЕЛЬ В МГ ОБСЕ в ходе своего первого визита в зону карабахского противостояния передал главам Армении и Азербайджана личное послание хозяина Белого дома, содержащее призыв к лидерам двух государств активизировать прямой диалог “уже в ближайшие месяцы”.

Обозначенный в послании временной отрезок – “ближайшие месяцы” – является опосредованной констатацией того факта, что сорок четвертый президент США ни на минуту не сомневается в победе четвертого президента Азербайджана на предстоящих менее чем через месяц выборах.

Мы, наверное, и не обратили бы специального внимания на эту деталь, если бы Обама (как, впрочем, и весь американский политический истэблишмент) не позиционировал свою страну в качестве вселенского оплота демократии. Похоже, хронометр вашингтонского времени продолжает – все увереннее и громче – давать серьезные сбои при вычислении условного градуса демократии. С долей определенного допущения можно сказать, что хозяин Белого дома пожелал победы азербайджанскому коллеге, причем в том самом русле, что и армянский президент.

Ровно месяц назад, 17 августа, Серж Саргсян на церемонии закрытия Всеармянского молодежного слета в Цахкадзоре заявил о том, что “для нас, вероятно, самым выгодным было бы, если бы победил действующий президент Ильхам Алиев”. Признавая, что на сегодняшний день переговорный процесс пребывает в более пассивной стадии, он тем не менее подчеркнул важность пройденного вместе с действующим главой Азербайджана переговорного пути и именно в этом контексте (“не начинать с нуля”) и столь же опосредованно пожелал победы Алиеву на предстоящих 9 октября президентских выборах.

Есть и другие аналогии между посланием главы Белого дома и заявлением армянского президента. В частности, Барак Обама не случайно отметил, что “взаимные уступки в общих чертах уже уточнены и настало время приложить новые усилия для установления мира в регионе”. Армянский же президент в своем выступлении сказал: “Мы прошли хотя и трудный, но долгий переговорный путь. И почти очерчен путь решения проблемы, хотя бы публичное принятие предложенных сопредседателями Минской группы принципов”.

ВСЕ ЭТО, КОНЕЧНО, НЕ МОЖЕТ НЕ ВЫЗЫВАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ВОПРОСОВ. Помимо прочего, не совсем понятно, почему американский президент, который и слышать не желает о своем прямом диалоге, например, с сирийским президентом (который ни ему – отдельно взятому, ни США ничего плохого не делал), призывает армянского президента к прямому диалогу с азербайджанским коллегой. Тем самым – который постоянно оскорбляет армянский народ, постоянно оскорбляет лично армянского президента, постоянно твердит о войне, постоянно убеждает собственное население в том, что территория современной Армении – исторический Азербайджан и, наконец, постоянно обещает в скором времени “восстановить историческую справедливость”.

За день до прибытия нового американского посредника в регион Ильхам Алиев выступил со следующим заявлением: “Уничтожены и разграблены наши исторические памятники, мечети, исторические места. Кто это сделал? Армяне-дикари сделали. Конечно же, это варварство не останется безответным. Мы восстановим территориальную целостность своей страны. Чем дольше у власти будет оставаться нынешнее руководство Армении и их руководитель Саргсян, тем быстрее будут освобождены наши земли. Потому что этот человек и его окружение ведут Армению к пропасти. Они уже в пропасти”.

К какому прямому диалогу призывает Барак Обама и как он это себе представляет? Уж не лучше ли ему самому начать диалог с Асадом? Арис Казинян, «Голос Армении»