Політика

Вера, доверие и карта региона

Вера, доверие и карта регионаAnalitikaUA.net. Комиссар Евросоюза по вопросам расширения и политики европейского соседства Штефан Фюле недавно дал интервью радио “Свобода”, в котором снова коснулся решения официального Еревана о вступлении в Таможенный союз и на этом фоне перспектив развития отношений между ЕС и Арменией.

ОБРАТИМ ВНИМАНИЕ НА НЕСКОЛЬКО ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫХ МОМЕНТОВ ИНТЕРВЬЮ. Штефан Фюле говорит: “Понимаю ли я позицию Армении?.. Достаточно взглянуть на карту, чтобы понять те определенные факторы и точки зрения, с которыми властям Армении приходится считаться в принятии решений. Они очевидным образом намного более значительны, чем у любого другого из наших партнеров”. То есть для Фюле очевидно, что решение Армении о вступлении в ТС во многом обусловлено объективными факторами, наиболее важными из которых являются вопросы обеспечения безопасности страны в исключительно сложном и раздираемом геополитическими противоречиями регионе. И влияние этих факторов на решение Еревана объективно “намного более значительно” по сравнению с теми факторами, которые влияют на решения других стран Восточного партнерства.

Акцентируем внимание на этих словах Фюле по той причине, что многие отечественные противники решения вступления Армении в ТС до сих пор продолжают делать вид, что им непонятно “волюнтаристское” решение Сержа Саргсяна. Полагаем, что если Фюле достаточно взглянуть на карту, чтобы понять и принять решение Еревана, то отечественным критикам решения президента все должно быть понятно и без карты: они ведь тут живут.

Главным козырем критиков решения Еревана является аргумент, что впустую пропали 3-4 года работы над подготовкой соглашений с ЕС, и обвиняют в этом действующие власти. В связи с этим остановимся на другом фрагменте из интервью еврокомиссара, в котором он рассказывает о своей последней встрече с президентом Армении в Ереване. “Мы немного поговорили о прошлом, о переговорах, о вере и взаимном доверии”, – рассказывает Фюле и добавляет: “Я сказал, что если будет вера и доверие, то на этой основе можно многого достичь”. По словам Фюле, цель его встреч в Ереване состояла в том, “чтобы заверить друг друга в том, что, несмотря на это неожиданное решение, еще есть место для движения вперед”.

Итак, Фюле не скрывает, что во время встречи с президентом Армении речь шла о пройденном переговорном пути, о вере и доверии. Можно предположить, речь шла и о том, что не сложилось. Заметим, что для движения вперед “вера и доверие” должны быть взаимными. То есть невозможно сотрудничество, если подтверждать веру и доверие должна только одна сторона – в данном случае официальный Ереван. Армянская сторона тоже должна быть уверена, что обещаниям европейских партнеров можно верить и доверять.

ВОЗМОЖНО, У НАШИХ ЕВРОПЕЙСКИХ ПАРТНЕРОВ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СПАД веры и доверия в отношении Еревана из-за того, что 3-4 года работы над интеграционными проектами между ЕС и Арменией оказались вынесенными за скобки. Но можно ли утверждать, что за эти годы ЕС предоставлял Еревану доказательства того, что ему, ЕС, можно безоговорочно верить и доверять?

Вспомним историю с армяно-турецкими протоколами, которая началась 4 года назад и бесславно закончилась спустя год. Разве не ЕС был одним из главных идеологических спонсоров протоколов? Протоколы, подписание которых было очень сложным политическим решением для Еревана: президент Армении был вынужден предпринять длительную поездку по странам с большой армянской диаспорой, чтобы несколько ослабить волну протеста в связи с подписанием соглашений с Турцией, страной, которая 100 лет отказывается признать Геноцид, держит на замке границу с Арменией и поддерживает Баку в его агрессии против Карабаха. Но власти Армении все-таки пошли на подписание протоколов. Однако, когда Анкара “передумала”, ЕС не предпринял ровно ничего, чтобы заставить Турцию выполнить данные обещания по нормализации отношений с Ереваном и открытию границы.

Полагаем, не способствовала вере и доверию и история с предполагаемой “донорской конференцией”, которую вроде как намеревались организовать евроструктуры для поддержки армянской экономики. Отметим, что на пресс-конференции в Ереване один из западных журналистов задал главе МИД РА Эдварду Налбандяну вопрос о том, сколько предложила Россия Еревану, если последний отказался от подписания соглашения о зоне свободной торговли с ЕС, после которой должна была, согласно журналисту, состояться пресловутая “конференция доноров”. Ответ Эдварда Налбандяна многое пояснил, хотя он просто напомнил, что договор о зоне свободной торговли в повестке только год, тогда как о “конференции доноров” разговоры идут уже 4 года, а потому два этих вопроса никак не связаны… То есть уже 4 года Европа как бы собирается провести “конференцию доноров”…

Думаем, Фюле прав, что в отношениях ЕС и Еревана есть проблема веры и доверия. И наверное, однозначен ответ на вопрос, кто должен приложить больше усилий для решения этой проблемы, особенно если иметь в виду пресловутую карту региона, о которой так уместно вспомнил еврокомиссар. Рубен МАРГАРЯН, «Голос Армении»