Інтерв'ю

Василий Ульяновский: «Армянская душа» Украины уникальна и неповторима

Василий Ульяновский

У армянской общины в Украине, как и у всего армянского народа, очень древние традиции, их можно и увидеть и ощутить не только в Армении, но даже в самой Украине – в древних местах обитания армянских колоний от Крыма до Львова. «Армянская душа» Украины уникальна и неповторима, ее нельзя не ценить как составную часть украинской истории и духовной культуры — об этом заявил в интервью AnalitikaUA.net доктор исторических наук, профессор исторического факультета Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, Василий Ульяновский.

«Изучая украинское средневековье, я очень хорошо понимаю, что судьбу титульного этноса здесь во многом и разделяли, и обогащали, и приумножали, и даже защищали представители многих этносов, среди которых, конечно же, особое место занимают армяне. Естественно, мы должны любить все те самые маленькие, как и большие народы, которые внесли свою лепту в сокровищницу духовной и материальной культуры Украины. Не редко я и в шутку, и в серьез говорю: все мы происходим из Армении, имея ввиду, конечно же, библейский сюжет о Ноевом ковчеге и горе Арарат. Лишь недавно, мне самому довелось побывать вблизи этого священного для каждого христианина места. Столько глобальных мыслей сразу нахлынуло – за это тоже следует поклониться Великой Армении!

Для меня загадочный мир Армении и ее древнего присутствия в Киеве, фактически, хотя и неосознанно, открылся очень давно: это были огромные глаза и ярко выраженный армянский антропологический тип в одной из фресок Софии Киевской, где изображен Порфирородный представитель армянской (македонской) династии император Василий II. Но тогда, школьником, я не мог этого знать, только удивился неподобности этого лика другим фрескам в соборе.

Затем, занимаясь церковной историей, невозможно было не попытаться «заглянуть» и в церковную историю армян Львова и Каменца-Подольского, поскольку эта история была неимоверно яркой, она громко «говорила» о себе Армянской улицей и знаменитым древним храмом Львова, производившим на всех нас неизгладимое впечатление. Но непонятной оставалась Церковь: каковы ее особенности, почему она не такая, как все ответвления Вселенского Православия? Стоит ли говорить, что в учебниках и работах неармянских авторов все сводилось к монофизитству… Как-то на глаза попалась замечательная книга архиепископа Магакия Орманяна об Армянской Апостольской Церкви – и ее понимание, представленное «изнутри», стало возможным. Но этого умственного, интеллектуального понимания «другого» бесконечно мало, пока ты с ним не столкнулся лицом к лицу. Для меня это оказалось возможным, как это не покажется странным, сначала в Петербурге… Там на Невском проспекте есть армянская церковь, куда по какому-то наитию я зашел как-то после изнурительных трудов над рукописями в Российской национальной библиотеке. Фимиам каждения, прекрасное пение, общая исповедь и причастие – мне тогда показалось, что я где-то в ином исключительной духовной силы мире.

Затем был один из моих героев – митрополит Киевский Спиридон (1470-80 гг.), круг вольнодумцев при дворе киевских князей Олельковичей и разработка идеи, что ими были не традиционно «привязываемые» к Киеву представители иных течений, а армяне-павликиане. Эта идея не просто захватила, но воистину понесла меня, выведя к крымским колониям армян указанного времени и их рукописям.

Надо быть очень черствым и бесчувственным человеком, чтобы эмоции не стали переполнять тебя и неотступно требовать – поезжай в Армению, посмотри все там, в самой среде армянской древней культуры и ее народа!

Мое путешествие в Армению, начавшееся, конечно же, с Эчмиадзина и воскресной службы с участием Католикоса, стало целой феерией, пиром души, роскошной сказкой для историка Церкви. Эта «армянская сказка» — одна из драгоценнейших жемчужин всех моих путешествий по странам, где история обращается к тебе на каждом шагу. Именно в Армении пришло понимание, восхищение и уважение к древнейшей Церкви, любовь к этой благословенной, хотя и несколько суровой земле, а также к ее замечательному, радушному и приветливому народу, полному спокойного достоинства и воплощающему все величие самой страны. Древнейшие монастыри и храмы, каждый камень в которых поет молитву, необычная архитектура огромных притворов, эта потрясающая возможность приложиться к напрестольному Евангелию (что не принято в православных храмах) и получить благословение без расспросов – к какой Церкви ты принадлежишь, это отношение к тебе как к собрату-христианину – все это бесценный дар, который в нашем жестоком мире большая редкость. Посему так трогается сердце при воспоминании об Армении, и любых слов благодарности будет мало. Все свои впечатления я записывал ежедневно в дорожный дневничок. И теперь, всякий раз, перечитывая эти странички, словно вновь переживаю те эмоции, вспоминаю множество потрясших меня фактов, встреч, наблюдений.

Я хорошо знал покойного украинского ученого-армяниста Ярослава Дашкевича – совесть и мозг украинской исторической науки. И меня всегда интересовало: почему он так увлеченно занимается армянскими колониями в Украине? К сожалению, спросить об этом лично не успел… И только после посещения Армении, после услышанного тихого, но прекрасного и величественного ее «голоса», заполнившего разум и душу, все стало понятно без слов. Армению нельзя не полюбить, нельзя забыть, нельзя на нее налюбоваться вдоволь!

Но вот вопрос ко всем нам — и в Украине, и в Армении – насколько хорошо и достаточно мы показываем друг друга, свои страны и культурное достояние своим согражданам? Ведь в этом – наше будущее, будущее наших народов, их взаимное уважение, интерес друг к другу, знание о значимости взаимного вклада в наши культуры? Все главные идеи и векторы их развития, конечно же, закладываются в детстве. Это значит, что именно детям нужно больше говорить и показывать богатство наших стран и прививать ту простую истину, что в них, в частности в Украине, издавна проживали разные народы, оставившие в нашей истории свой ценный след, принесшие сюда все самое лучшее из своей национальной традиции. Это очень важно, поскольку закладывает идею о ценности каждого человека и народа в духовном пространстве Украины, и идею о том, что народы, проживавшие в нашей стране, создавали нашу общую историю, то есть, создавали ее сообща».

Вообще, — считает ученый, — занятия историей, тем более историей национальных церквей Украины, не только позволяет легче и глубже понимать духовный мир людей разных национальностей, но и на самого исследователя изучение истории духа, культуры и творческого потенциала разных этносов действует облагораживающе, дает возможность нравственного, духовного роста личности. «В этом огромная ценность и привилегия профессии историка, ибо она ежедневно обогащает того, кто желает этого обогащения и ищет его как для себя, так и для других».

Коснувшись темы нынешнего уровня межгосударственных связей Армении и Украины, ученый отметил, что еще многое необходимо сделать, чтобы он действительно соответствовал потенциалам наших стран.

«Я хочу пожелать армянской диаспоре сохранить свою идентичность, пропагандировать величие, красоту и многовековую историю своей Родины, помнить, что каждый армянин является живой частичкой Армении, и то, что по каждому армянину судят о его стране. А моим соотечественникам я желаю обязательно посетить Армению, которая легко и навсегда разобьет все негативные стереотипы и неверные представления об этой великой стране и ее прекрасном народе, она каждому подарит большую любовь и непреоборимое стремлении побывать там еще и еще», — отметил историк.

Елена Оганесян, Ерванд Ервандян