Соціум

Справимся и сегодня

КольцоAnalitikaUA.net. Вначале – пост, который опубликовал на странице в Фейсбуке известный карабахский аналитик Рачья Арзуманян.

“ВСПОМНИЛАСЬ ИСТОРИЯ КОНЦА 92-го ИЛИ НАЧАЛА 93 ГОДА В СВЯЗИ С “ОРУЖЕЙНЫМИ ПРОБЛЕМАМИ” ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ. К этому времени Армия обороны уверенно брала трофеи, в том числе и танки, другое тяжелое вооружение (ставшие впоследствии легендарными слова Аво: “По танкам не бить. Это наши танки”). И у ОБСЕ закралось подозрение, что Россия в обход неких договоренностей начала поставлять в Арцах тяжелое вооружение.

Приехала комиссия, высокопоставленные военные и дипломаты, тот же Казимиров. Гостей встретили, провели на территорию рембата, и они воочию убедились, что это трофейные танки, на которых пока не успели даже заменить символику. Уже ближе к концу встречи один из ремонтников в присутствии всех обращается к Казимирову, благодарит Россию за поставки танков Азербайджану и просит продолжать в том же духе. Встретив недоуменный взгляд последнего, поясняет приблизительно так: “Нам вы не поставляете, а так они оказываются у нас и укрепляют нашу армию”.

Такая вот народная дипломатия. Уверен, если что – вновь будет нечто подобное. В другой форме, конечно же, но суть останется. Проблема азербайджанского солдата в том, что он слаб духом и не вояка. И это фундаментальный фактор сложившегося баланса в регионе, который известен действительным акторам и который невозможно выправить закупкой оружия. Так что, если Турция и турецкий солдат, а также наемники, что сегодня рубятся в Афгане и на Ближнем Востоке, будут нейтрализованы и выключены, разгром и демонтаж Азербайджана – задача решаемая. Цена, конечно же, высокая и для меня неприемлемая. С армянской стороны потери достигнут где-то 20 000. Но если другого выхода не будет – справимся. Абсолютно спокоен – как в танке”.

В публикациях и комментариях относительно скандала, связанного с продажей Россией оружия Азербайджану, оказались затронуты, кажется, все стороны этой сделки – и политическая, и коммерческая, и нравственная. Между тем в нашей недавней истории есть страницы, сильно напоминающие сегодняшние события с охватом всех этих факторов. Да, времена изменились, и сегодняшний расклад в регионе кардинально отличается от ситуации 20-летней давности. Однако в который раз приходится убеждаться в верности известного афоризма об отсутствии вечных друзей и врагов и неизменной вечности интересов, который давно должен был напрочь отбить у нас привычку привносить в политику элементы морали, обид и упреков.

… В ИЮЛЕ 91-го В АРЦАХЕ ВОВСЮ СВИРЕПСТВОВАЛА ОПЕРАЦИЯ “КОЛЬЦО”, о которой принято почему-то вспоминать лишь в первые дни мая, когда карательная машина Советского государства и азербайджанский ОМОН обрушились на армянские села Геташен и Мартунашен. Операция с вовлечением регулярных частей Советской армии, подстрекаемая безудержным стремлением азербайджанского руководства решить вопрос Арцаха до уже неизбежного распада СССР, продолжалась почти 4 месяца, охватывая все новые территории и населенные пункты. Июль 91-го – это “Кольцо” для Шаумяновского района. Именно тогда впервые в истории СССР против мирного советского населения была применена военная авиация – боевые вертолеты.

4 июля 1991 г. М. Горбачев подписал указ об отмене чрезвычайного положения в Шаумяновском районе, и подразделения внутренних войск МВД СССР были выведены из района. Это развязало руки азербайджанскому ОМОНу – в тот же день бандитские формирования атаковали села Эркеч, Манашид и Бузлух, однако были отброшены силами местных ополченцев. Бакинское руководство в очередной раз убедилось в неспособности своими силами справиться с отрядами самообороны, посему на помощь вновь были призваны советские войска и боевая техника. Весь июль, а затем и август – вплоть до середины месяца – подразделения 23-й дивизии 4-й армии с санкции Кремля вели боевые действия на территории района, расчищая путь для проведения этнических чисток. В течение второго летнего месяца было депортировано более 1100 армян из сел Эркеч, Манашид, Бузлух.

Истребители МиГ-23 наносили по селам ракетно-бомбовые удары. Танки и БМП обстреливали в панике покидающих родные дома жителей, в результате чего погибли четыре женщины и ребенок. Как и на протяжении всей операции “Кольцо”, этнические чистки сопровождались насилием и жестокостью в отношении мирного населения, особенно остававшихся в своих домах в силу разных причин пожилых и престарелых людей. Мужчин отлавливали и вывозили в фильтрационные точки, действовавшие в Лачине, Джебраиле, Физули, Агдаме, Мир Башире и Шуши. Судьба многих из них не известна до сих пор.

В июле же была предпринята попытка депортации одного из крупнейших сел Арцаха – Вериншена. Однако благодаря вахте, которую установили в ряде сел народные депутаты ВС СССР и РСФСР В. Шейнис, А. Шабад, В. Смирнов, В. Комчатов и другие, сделать это азербайджанцам не удалось. В конце июля – начале августа кольцо террора охватило другое крупное село – Атерк, где находились российские правозащитники. Одна из них, Елена Лунина, представлявшая Московский комитет солдатских матерей, в фильме “Обыкновенный геноцид. Операция “Кольцо” вспоминает: “Село было окружено советскими войсками. Время от времени раздавались выстрелы, шли разговоры о том, что село будет взято штурмом или просто уничтожено с воздуха. Объезжая село на машине, мы видели стоявшие на высотках БМП, БТРы. Солдаты и азербайджанские омоновцы вели себя как оккупанты…”

ОПЕРАЦИЯ “КОЛЬЦО”, ПРОВОДИВШАЯСЯ СОВЕТСКИМ ЦЕНТРОМ СОВМЕСТНО С РУКОВОДСТВОМ АЗЕРБАЙДЖАНА по всем правилам военной операции (многочисленные документы и отчеты нескольких правозащитных организаций см. на www.karabakhrecords.info), была свернута сразу после провала ГКЧП. Бакинское руководство горячо поддержало августовский путч в надежде на дальнейшую поддержку своих кровожадных планов по очистке от армян всего Арцаха. И вынуждено было отступить от них, когда стало ясно, что позиция новой власти в Москве в вопросе Карабаха отнюдь не столь однозначна. “Я была уверена, что первое, что сделает Ельцин, – это обратит внимание на Карабах, потому что именно здесь ситуация была самая страшная, именно здесь люди находились под двойным прессом – войск и ОМОНа. Мы прощались с сельчанами и говорили им: держитесь, теперь Россия совсем другая, и все это закончится”, – вспоминает Елена Лунина.

Как повело себя руководство “другой” России – тема другого разговора, учитывая перипетии тяжелейшего для армянской стороны лета 1992 года. В контексте сегодняшних событий важно лишь отметить, что после операции “Кольцо” большая часть вооружений 23-й дивизии была оставлена азербайджанскому ОМОНу. А спустя менее года уже ельцинская Россия передала Баку технику и вооружение бывшей 4-й армии Закавказского военного округа: 4 дивизии, треть кораблей и все базы Каспийской флотилии, вертолетную эскадрилью, более 100 боевых самолетов и т.д. Летом 92-го все это обрушилось на молодую республику: был захвачен Шаумяновский, большая часть Мартакертского, части Мартунинского, Аскеранского и Гадрутского районов НКР.

Все это важно помнить не только в контексте операции “Кольцо”. В соседней республике усиленно муссируется мнение о том, что, дескать, без всесторонней помощи и поддержки Москвы армянскому народу не удалось бы победить в Карабахской войне. Цели такого пропагандистского трюка понятны – в противном случае Баку придется признать истинные причины своего поражения. Однако факты свидетельствуют о другом: именно российское оружие и российские офицеры и солдаты, преступно использованные советским и затем российским руководством в политических целях, стали залогом “успехов” Азербайджана в попытках вначале обезармянить Арцах, а затем сломить его самооборону. Как только азербайджанские вояки оставались один на один с армянами, печальный для них исход был предрешен.

НО НЕЛЬЗЯ НЕ ВСПОМНИТЬ И ДРУГОЕ: КАК В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ, ТАК И ЗАТЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ всегда находились люди, которые становились рядом с народом Арцаха и всячески поддерживали его. Вспомним подзабытый Комитет российской интеллигенции “Карабах” – КРИК, Инессу Буркову, благодаря которой правда о событиях в Геташене стала известна миру, вспомним депутатов, правозащитников и журналистов, благодаря которым во многом удалось предотвратить депортацию ряда армянских сел (совместно с группой правозащитников из США, Японии, Германии, Великобритании и Норвегии во главе с баронессой Кэролайн Кокс).

Оружие передавалось и продавалось исходя из политических целей всегда, и ссылки на стратегическое партнерство в нашем случае не более чем романтическое восприятие действительности, от которого давно следует избавиться. Критиковать, упрекать, взывать к морали и отворачиваться в сторону политконкурентов “предавшего” тебя союзника – правила политической игры, которым, скорее всего, нужно следовать. Ни на минуту не забывая при этом о сложившемся в регионе балансе сил, “который известен действительным акторам и который невозможно выправить закупкой оружия”. Этот баланс как 20 лет назад, так и сегодня обусловлен отнюдь не количеством и качеством вооруженности сторон, а иными, куда менее грубыми и нематериальными проявлениями превосходства армянской стороны, которые стали решающим фактором и сказали свое слово 20 лет назад. Справились тогда – справимся и сегодня. Марина ГРИГОРЯН, «Голос Армении»