Політика

Полагаясь на себя

ОружиеAnalitikaUA.net. Любая страна при желании имеет возможность на законных основаниях приобрести оружие у России. Об этом заявил журналистам 24 июня секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев в ходе посещения 102-й российской военной базы в Гюмри.

«Вы знаете, Россия торгует со всеми странами, и любая страна, которая захочет купить, имеет возможность на законных основаниях приобрести у России оружие», — заявил Патрушев, комментируя поставки сухопутной военной техники по пакету контрактов России с Азербайджаном.

НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: ПОЗИЦИЯ ПОНЯТНА, НО МЕШАЕТ ПАРА НЮАНСОВ… Во-первых, очевидно, что Россия ради коммерческой выгоды не станет торговать оружием вопреки своим политическим интересам. Не станет же Москва, к примеру, продавать оружие сирийской оппозиции? Впрочем, если параллель не совсем корректна, то приведу другой пример: стала бы Москва продавать оружие Грузии? Пожалуй, ответ очевиден.

В случае же поставок оружия Баку политический интерес России по идее должен быть хотя бы созвучным интересам стратегического союзника — Армении. На самом же деле такого созвучия нет: Россия вооружает агрессивного противника Армении. Так что ссылки на исключительно бизнес-компонент российско-азербайджанской сделки выглядят по меньшей мере неубедительно.

Во-вторых, Россия — сопредседатель Минской группы ОБСЕ, основной целью которой является поиск путей мирного урегулирования и исключение военного формата решения карабахской проблемы. Миллиардная же сделка с Азербайджаном ставит под сомнение искренность Москвы в стремлении добиться мира в регионе. По сути, вместо того чтобы сдерживать гонку вооружений, Россия сама вооружает одну из сторон конфликта. Причем сторону, не скрывающую своего стремления прибегнуть к военному пути «урегулирования».

Скорее всего, логика поведения России в данном вопросе предельно проста — Москва усиливает военно-политическую зависимость Еревана от себя. Вооружая Азербайджан, Россия посредством гюмрийской военной базы обеспечивает нашу безопасность от того же Азербайджана. Согласитесь, это значительно повышает роль Москвы и ограничивает политическую самостоятельность Еревана, вынужденного в случае чего рассчитывать не на себя, а на российскую военную базу N102.

Такая схема, разумеется, выгодна России во всех отношениях. Однако для нас она более чем опасна. Прежде всего потому, что вне этой схемы остается Арцах. Российское оружие Азербайджан будет использовать (если будет) не против Армении, а против Карабаха, а относительно защиты Арцаха Москва с нами не договаривалась. Российская база призвана (согласно действующему договору) обеспечивать безопасность Армении без Карабаха. Кстати, в этом контексте стоит обратить внимание на еще одно заявление Николая Патрушева, сделанное в ходе посещения российской базы в Гюмри: «Сил и средств для обеспечения безопасности Армении достаточно, и никаких волнений по этому поводу быть не должно».

ВОЛНЕНИЙ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ, а по другому их не может не быть. Нас не может не волновать безопасность Арцаха, для которой силы и средства российской военной базы в Армении неприменимы. Так что нас это волнует, и очень… И вот тут вообще непонятна реакция армянской стороны, даже не пытающейся выразить свое недовольство шагом Москвы, забывающей о том, что для Армении безопасность Карабаха не менее важна, чем собственная. По крайней мере речь идет о публичных заявлениях.

Нас должно волновать и другое. Повторюсь, что, с одной стороны, Россия вооружает азербайджанцев, с другой — этому противопоставляет не адекватное усиление своего союзника, а свою собственную защиту. А она (защита) может сработать, а может и дать осечку. Тут ведь как… Даже можно предположить, в каком случае произойдет второе. К примеру, если Москва заметит, что Ереван не очень уж стремится оказаться в ее объятиях, если Ереван будет продолжать трезво и без особого энтузиазма смотреть на свое участие в Евразийском и Таможенном союзах, тогда… Тогда, скорее всего, сработает военная составляющая армяно-российских стратегически дружественных отношений, а военная база в Гюмри (точнее, ее защитная функция) станет средством давления на Ереван…

На самом деле очевидно, что шум вокруг миллиардной российско-азербайджанской сделки поднялся именно сегодня вовсе не случайно. Контракт ведь был подписан давно, а активно заговорили о нем сейчас. И вполне вероятно, что этот шум не такой уж и самопроизвольный. На фоне многочисленных заявлений о необходимости выбора Ереваном между европейским и евразийским векторами развития поднимать данный вопрос для известных сил более чем актуально. Дескать, смотри, Армения, какой у тебя ненадежный друг.

Разумеется, с учетом этого обстоятельства стоит более хладнокровно осмыслить ситуацию — без скоропалительных выводов о лицемерии Москвы и т.д. Но вместе с тем не стоит забывать, что Азербайджан закупает вооружения не в качестве музейных экспонатов — оно рано или поздно пойдет в ход. Причем там, где вмешательство российских вооруженных сил в принципе невозможно. Стало быть, перед Ереваном сегодня стоит весьма сложная задача — полагаться все же только на себя. И в военном плане, и в политическом. Ара МЕЛИКСЕТЯН, «Голос Армении»