Інтерв'ю

Иван Драч: “Мы некомфортно себя чувствуем, когда рядом нет армян”

Иван ДрачAnalitikaUA.net. Драч Иван Федорович – Поэт и общественно-политический деятель

Родился 17 октября 1936 г. в Киевской области.
Образование неоконченное высшее – был исключен из Киевского университета за политические убеждения. В 1964 г. окончил Высшие курсы киносценаристов в Москве.
Депутат Верховной Рады I, III и IV созывов. С февраля 2000 г. по февраль 2002 г. – председатель Государственного комитета информационной политики, телевидения и радиовещания, теперь – председатель совета общества «Украина – Мир». Председатель общества «Украина – Армения».
Председатель президентского совета Федерации союзов связей с зарубежными странами.
Председатель Фонда им. Кавалеридзе.
Один из основателей объединения «Народний рух України».
Лауреат Государственной премии Украины им. Шевченко (1976), Государственной премии СССР (1983). Ордена: Трудового Красного Знамени; «Знак Почета»; Князя Ярослава Мудрого V степени (1996).
Заслуженный деятель искусств Армении.
С 1995 года возглавляет Конгресс украинской интеллигенции.

– Иван Федорович, как Вы оцениваете историческую роль армянской общины в Украине?

– Армяне всегда были в украинской среде, тому свидетельство – киевские летописи и география расселения армянских колоний, как в Каменец-Подольском, Львове, где всегда были и есть армянские общины. Армяне – это те люди, к которым мы привыкли, и без них мы себя даже некомфортно чувствуем.

– Какие, на Ваш взгляд, перспективы развития поликультурной среды в Украине?

– Все общины «обречены» существовать в контакте друг с другом. И это не является неожиданностью ни для украинцев, ни для армян. Перспективы прекрасные, главное – уважать друг друга, помогать друг другу и понимать, чего хочет та или иная сторона.

– Что Вы думаете о скудности преподавания в школах истории народа, который много веков проживает на территории Украины? Например, в учебниках для средней школы о каждой национальности Южного Кавказа всего по одному материалу.

– Я считаю, это не адекватно тому вкладу, который сделали армяне в истории Украины. Думаю, в связи с тем, что армянская община очень давно живет в Украине, она имеет право на более глубокое и более подробное освещение своей истории. Также по той причине, что армянская история неразрывно связана с украинской. Если мы проанализируем, к примеру, украинские и армянские песни, то сможем найти и в фольклоре наши общие контакты. Касательно этого вопроса есть исследование Виктора Васильевича Кочевского о жизни армянской общины на территории Каменец-Подольского и вокруг него, об истории армянских поселений на западе Украине. Вообще, существует множество документированных подтверждений контактов наших народов, и помимо архитектуры и фольклора.
Я думаю, что армяне своими доброжелательностью, активным внедрением в культуру Украины всегда могут быть примером того, как можно помогать украинским культуре и литературе.
Помню, как-то в одной компании я сидел между двумя армянами, один – писатель, а другой – водитель. Оба они еще не избавились от следов тех немецких пуль, которые вошли в них, когда они освобождали Украину от фашистских захватчиков. И вот я сидел между двумя немецкими пулями – в живых людях! Этот факт был для меня удивительным. Все настолько красноречиво, что и говорить не приходится. Это поразительный факт необычного соединения разных судеб за одним столом.

– Какие страницы общей армяно-украинской истории Вы бы выделили?

– Отмечу то, каким образом мы утверждали себя в борьбе с татарскими и с турецкими захватчиками. Это еще одно доказательство нашего единства. И то, что мы принадлежим к христианскому миру, тоже много значит.

– Какие конкретные шаги по взаимной культурной пропаганде Вы предпринимаете?

– Сейчас я готовлю к выходу свою книгу на армянскую тему, сборник моих стихов об Армении, сборник армянских переводов – я хочу сделать такую вот армянскую книгу. Как только решится вопрос со спонсором, я ее издам.

Мы давно уже боремся за то, чтобы соорудить в Киеве памятник Григора Нарекаци, и у нас есть идея, чтобы армянские скульпторы, армянская интеллигенция сделали памятник Шевченко в Ереване. Не так, как в Грузии, когда государство помогло в создании памятника Шевченко в Тбилиси. А было бы интересно, чтобы общественность это сделала – армянская в Киеве, и украинская в Ереване.
Мы пытаемся всячески содействовать решению вопроса с памятником Нарекаци. Я договаривался с одним скульптором, но пока, к сожалению, конкретных результатов нет. Недавно начали переговоры и с армянами, проживающими в Киеве. Мне кажется, было бы неплохо, даже если сделать своеобразное состязание – кому удастся быстрее реализовать проект. Впереди у меня еще будет разговор с послом Украины в Армении, Александром Ивановичем Божко, которого я давно знаю. Я также надеюсь и на помощь посольства Армении в Украине.
История с памятником длится уже давно, и хочется довести ее до логического завершения.
Я в последний раз был в Ереване в 2003 году, когда праздновался юбилей российско-армянского университета, ректором которого был мой покойный друг Левон Мкртчян. И тогда уже меня возили представители украинского общества в Ереване на то место, где должен был бы стоять памятник Тарасу Шевченко. Уже место есть, а памятника пока нет. В Киеве же еще даже место не определено для памятника Григора Нарекаци.

– Кого из украинцев армянского происхождения Вы бы отметили?

– Если говорить о тех, которые уже вошли в культуру, то это Айвазовский, который является представителем и армянской, и украинской, и русской культуры. Для меня легче рассказать о тех, кого я знал лично, это мои друзья Георгий Татосян, Левон Мкртчян. Оба они – литературоведы. Они помогали мне в познании мира, в моих контактах не только с армянской культурой, но и с русской. Левон Мкртчян был в каком-то смысле для меня гидом в среде московской интеллигенции, знакомил меня с разными московскими писателями, за что я ему очень благодарен.

– Поддерживаете ли Вы сейчас отношения с кем-то из представителей армянской интеллигенции? И если да, то с кем именно?

– С Сильвой Капутикян, пока она была жива, с вдовой Левона Мкртчяна, Кариной Мкртчян, и, естественно, знаю Размика Давояна, знаю других армянских писателей. К сожалению, многие уже уходят за ту сторону горизонта. Мои друзья Грант Матевосян, Левон Мкртчян, Амо Сагиян, которых нет уже, нет также Виктора Кочевского, человека, который очень активно занимался армянскими проблемами, перевел Давида Сасунского.

– Что бы Вы хотели пожелать армянской общине Украины?

– Я желаю армянской общине Украины быть более активной, намного чаще организовывать культурно-массовые мероприятия, хотя бы один раз в квартал делать какое-то событие в Украине, связанное или с армянской музыкой, или живописью, или поэзией. Например, можно сделать выставку Сарьяна – великого классика мировой живописи – или сделать какое-то музыкальное произведение центром обсуждения. Одним словом, было бы желание, а тем достаточно. Вот мы часто проводим встречи в Союзе писателей Украины. Последняя состоялась весной этого года и была посвящена Виктору Кочевскому и Сильве Капутикян.
Лирика, музыка, живопись – это вещи, которые наглядно могут рассказать о культурных связях наших народов.

Недавно меня избрали председателем общества «Украина – Армения», и я буду прилагать усилия для того, чтобы активизировать деятельность армянского общества.

Марат Акопян, Информационно-Аналитический Центр AnalitikaUA.net.